| ||||||
|
| |||||
На заметку практическому психологуСодержание: 1. Притчи Сафина В.Ф. 2. Афоризмы Сафина В.Ф.
ПРИТЧИ Сафина В.Ф.
Возраст и мудрость Когда мне было 12 лет, мне казалось, что отец – самодур, а когда мне было 16 лет, мне казалось, что в нем мало положительных черт. Когда мне стало 18, то мне показалось, что отец как у всех: наряду с положительными чертами есть и отрицательные. Когда мне исполнилось 20 лет, то я считал, что отец вполне положительный человек. А в 35 лет я его считал умным, достойным примером для других. Вот в 40 лет я понял, что он не только умный, но и мудрый. Притчу можно использовать в психологической работе при наличии конфликтов между родителями и детьми, а также при необходимости увидеть в человеке положительное. Положительные результаты дает использование притчи в тех случаях, когда клиент: - не распознает истинную ценность человека за его прямолинейность, требовательность и т.п. - при завышенной и заниженной самооценке; - при сопротивлении обучению и воспитанию; - при отсутствии ответственности за свои слова и действия.
Сучок Один мужчина поехал в лес за дровами, которые он изготовил весной. Доехал он быстро и начал грузить дрова. Когда закончил работу, вдруг обратил внимание на необычный сучок. Взял его и положил на дрова. По дороге домой, хозяин внезапно услышал разговор дров о том, что от них есть польза, а какая польза от сучка. Сучок молчал. Мужчина приехал домой, занес дрова в дом и затопил печку. В доме стало тепло и уютно. Тогда дрова снова стали хвастаться своей полезностью. Сучок молчал. Утром хозяин из сучка смастерил фигурку мальчика с поднятой рукой, покрыл лаком. Сучок стал живым. Любуясь мальчиком, хозяин поставил его на подоконник. Оттуда был виден лес, река и серпантин дороги вдаль.
Задание 1. Изменить этот текст 1) для визуального; 2) для аудиального; 3) и для кинестетического типов восприятия. Задание 2. Продолжить притчу, связывая концовку 1) с лесом; 2) рекой; 3) дорогой.
Притча помогает осознать, что у каждой вещи, предмета (человека) есть свое предназначение. Польза зависит от уместного их применения, использования творческого подхода к ним, кроме того, понять, о скрытых возможностях человека (среди детей, страдающих ДЦП, эта притча была признана лучшей среди десяти). Самостоятельное завершение притчи (дорога, лес, река) развивает творческое мышление и воображение клиентов, вселяя надежду в свои возможности. При психокоррекции можно использовать символ реки (воды), леса и дороги.
Положительные результаты дает использование притчи в тех случаях, когда у клиента: - депрессия, отсутствие веры в себя; - низкие творческие возможности, бедное воображение; - низкая самооценка вследствие определенных внешних обстоятельств (например, ДЦП); - высокое сопротивление к обучению и изменению своего поведения.
Дуб В одном саду рос дуб. Он с каждым годом набирал рост и через 30 лет стал властелином сада. Однако, чтобы стать еще более могущественным, стал требовать, чтобы другие деревья удалились от него. Один за другим стали удаляться все деревья. Скоро он остался в саду один. Однажды разразился сильный ураган. И хотя дуб изо всех сил противился ему, но из-за отсутствия других деревьев, которые могли бы защитить от урагана, ствол дуба треснул, и дерево повалилось наземь. Притчу можно использовать для выражения необходимости единства в семье, в дружбе и коллективных начинаниях, для осознания клиентом необходимости психической опоры. Дает позитивные результаты при эгоизме, всезнайстве, при высоком самомнении и т.п. Ученик садовника Отец привел сына к садовнику, чтобы он учился мастерству ухаживать за садом. Первый день учебы садовник попросил юношу постричь дерево как шар. Юноша к вечеру закончил работу и просил садовника оценить его труд. Садовник обошел дерево и сказал: «Шар у тебя получился, но исчезло дерево». На второй день садовник показал на другое дерево и просил, как и вчера, постричь дерево так, чтобы оно напоминало шар. Юноша к обеду закончил и попросил садовника оценить его работу. На этот раз садовник сказал, что дерево осталось, но форма шара не получилась. Юноша, растерявшись, спросил: «Что нужно, чтобы всё соответствовало вашим требованиям?».
Как мог ответить садовник своему ученику? Давай вместе подумаем. Рекомендуем читателю самому подумать, когда и при каких обстоятельствах можно использовать эту притчу.
Афоризмы Сафина В.Ф.
| ||||||
| ||||||
Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования. Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования». |