Персональный сайт

Сафина Вадима Фатхиевича

 

На заметку практическому психологу

Содержание:

1. Притчи Сафина В.Ф.

2. Афоризмы Сафина В.Ф.

 

ПРИТЧИ Сафина В.Ф.

 

Возраст и мудрость

Когда мне было 12 лет, мне казалось, что отец – самодур, а когда мне было 16 лет, мне казалось, что в нем мало положительных черт. Когда мне стало 18, то мне показалось, что отец как у всех: наряду с положительными чертами есть и отрицательные.

Когда мне исполнилось 20 лет, то я считал, что отец вполне положительный человек. А в 35 лет я его считал умным, достойным примером для других.

Вот в 40 лет я понял, что он не только умный, но и мудрый.

Притчу можно использовать в психологической работе при наличии конфликтов между родителями и детьми, а также при необходимости увидеть в человеке положительное. Положительные результаты дает использование притчи в тех случаях, когда клиент:

- не распознает истинную ценность человека за его прямолинейность, требовательность и т.п.

- при завышенной и заниженной самооценке;

- при сопротивлении обучению и воспитанию;

- при отсутствии ответственности за свои слова и действия.

 

Сучок

Один мужчина поехал в лес за дровами, которые он изготовил весной. Доехал он быстро и начал грузить дрова. Когда закончил работу, вдруг обратил внимание на необычный сучок. Взял его и положил на дрова.

По дороге домой, хозяин внезапно услышал разговор дров о том, что от них есть польза, а какая польза от сучка. Сучок молчал. Мужчина приехал домой, занес дрова в дом и затопил печку. В доме стало тепло и уютно. Тогда дрова снова стали хвастаться своей полезностью. Сучок молчал.

Утром хозяин из сучка смастерил фигурку мальчика с поднятой рукой, покрыл лаком. Сучок стал живым.

Любуясь мальчиком, хозяин поставил его на подоконник. Оттуда был виден лес, река и серпантин дороги вдаль.

 

Задание 1. Изменить этот текст

1) для визуального;

2) для аудиального;

3) и для кинестетического типов восприятия.

Задание 2. Продолжить притчу, связывая концовку

1) с лесом;

2) рекой;

3) дорогой.

 

Притча помогает осознать, что у каждой вещи, предмета (человека) есть свое предназначение. Польза зависит от уместного их применения, использования творческого подхода к ним, кроме того, понять, о скрытых возможностях человека (среди детей, страдающих ДЦП, эта притча была признана лучшей среди десяти).

Самостоятельное завершение притчи (дорога, лес, река) развивает творческое мышление и воображение клиентов, вселяя надежду в свои возможности. При психокоррекции можно использовать символ реки (воды), леса и дороги.

 

Положительные результаты дает использование притчи в тех случаях, когда у клиента:

- депрессия, отсутствие веры в себя;

- низкие творческие возможности, бедное воображение;

- низкая самооценка вследствие определенных внешних обстоятельств (например, ДЦП);

- высокое сопротивление к обучению и изменению своего поведения.

 

Дуб

В одном саду рос дуб. Он с каждым годом набирал рост и через 30 лет стал властелином сада. Однако, чтобы стать еще более могущественным, стал требовать, чтобы другие деревья удалились от него. Один за другим стали удаляться все деревья. Скоро он остался в саду один.

Однажды разразился сильный ураган. И хотя дуб изо всех сил противился ему, но из-за отсутствия других деревьев, которые могли бы защитить от урагана, ствол дуба треснул, и дерево повалилось наземь.

Притчу можно использовать для выражения необходимости единства в семье, в дружбе и коллективных начинаниях, для осознания клиентом необходимости психической опоры.

Дает позитивные результаты при эгоизме, всезнайстве, при высоком самомнении и т.п.

Ученик садовника

Отец привел сына к садовнику, чтобы он учился мастерству ухаживать за садом.

Первый день учебы садовник попросил юношу постричь дерево как шар. Юноша к вечеру закончил работу и просил садовника оценить его труд. Садовник обошел дерево и сказал: «Шар у тебя получился, но исчезло дерево». На второй день садовник показал на другое дерево и просил, как и вчера, постричь дерево так, чтобы оно напоминало шар. Юноша к обеду закончил и попросил садовника оценить его работу. На этот раз садовник сказал, что дерево осталось, но форма шара не получилась. Юноша, растерявшись, спросил: «Что нужно, чтобы всё соответствовало вашим требованиям?».

 

Как мог ответить садовник своему ученику? Давай вместе подумаем.

Рекомендуем читателю самому подумать, когда и при каких обстоятельствах можно использовать эту притчу.

 

 

Афоризмы Сафина В.Ф.

 

  • Человек, оценивающий прошлое, всегда остается в плену настоящего (феномен искажения).

  • Мечта труса - жить без свидетелей.

  • У творческой личности приступ гнева или ревности - стимул для деятельности.

  • От отчаяния спасает или творчество, или любовь.

  • Самое ценное в жизни то, что делает нас больше, чем мы есть.

  • Тщеславие – начало потери лица. Оно заканчивается утратой самой личности.

    Долг – честь, но он не может стать выше любви.

  • Человек выбирает стресс, а стресс – болезнь.

  • Самый лучший способ поиска истины – неверие в нее.

  • Истинная цена человека определяется тем, какое количество правды о себе он может вынести.

  • Многие преграды преодолимы, если знаешь, зачем живешь.

  • Клиента следует «соблазнить» какой-либо идеей: она прольет свет на его проблему

  • Как нелегко видеть себя со стороны (в психотерапии научить этому - часть успеха психотерапии).

  • Нередко сталкиваешься с тем, что пациенты говорят: «Хотите сказать, что я злая, глупая... неблагородная, неверная и т.п. Это для того, чтобы собственную самооценку вынести во вне и приписать её кому-то другому: терапевту, подруге, матери и т.д. Тем самым пациент «освобождается» от внутренних сомнений, тревог, злости. (Причина в том, что пациент ожидает отрицания со стороны терапевта. Рекомендуется молчать.)

  • Вера в бога - не дань моде, не образ жизни человека, ибо в жизни человека больше земного... Психотерапевта интересует тот аспект проблемы, который стоит за богом - наличие системы нравственных постулатов. Личность верующего пациента легче переконструировать, чем личность пациента-атеиста, так как личность последнего изначально деперсонализирована (от нравственности). Доказательство: 98% убийц, 93% самоубийц, 92% проституток не верят в бога.

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».