Персональный сайт

Сафина Вадима Фатхиевича

 

Научные труды Профессора Сафина В. Ф.

 

В.Ф. Сафин (автор и редактор)

Вопросы самоопределения личности и её активности: Межвузовский сборник научных трудов. – Уфа: Башкирский пединститут, 1985. – 109 с.

В сборнике анализируется различные аспекты новой актуальной проблемы самоопределения личности. В статьях рассматриваются принципы, мотивы самоопределения, её нравственный и профессиональный аспекты, а так же вопросы ответственности, являющейся конструирующим свойством «самоопределившейся» личности.

Сборник адресуется психологам, педагогам и учителям, интересующимся проблемами изучения и воспитания личности.

Редакционная коллегия:

В.Ф. Сафин (отв. редактор), канд. психол. н., Г.П. Ников, канд. пед. н. ; В.В. Ганеева, канд. филос. н.

Рецензенты:

В.Б. Стрелков, канд. психол. н., доц. (Уфимский авиационный институт);

Д.Дж. Валеев, канд филос. н. доцент (Башкирский университет);

Кафедра психологии Башкирского государственного педагогического института

В. Ф. Сафин

Психология самоопределения Личности: учебное пособие к спецкурсу / Cвердл. Пед ин-т. Свердловск, 1986. – 142 с.

В пособии излагаются психологические аспекты самоопределения личности, связанный с осознанием себя, как самостоятельного инициативного творческого и ответственного субъекта в процессе овладения им личностино- и социально-ценностными сферам жизни. Самоопределения рассматривается как осуществление, самореализация через самооценивание и саморегуляции в процессе практической и теоретической деятельности в рамках общественно необходимого. Свойство самоопределившейся личности синтезируется в её ответственности, выступающие системообразующим качеством.

Учебное пособие подготовлено на кафедре психологии Башкирского пединститута. Предназначено для студентов старших курсов педвузов, университетов, ФПК директоров школ и студентов философского отделения университетов, а так же аспирантов психологов и всех тех, кто интересуется психологией личности.

Научный редактор:

Л.И. Анциферова, доктор психологических наук, профессор, завлаборатории Психологии личности института психологии АН СССР.

Рецензенты:

Г.А. Аминьев, доктор психологических наук, профессор (Башкирский университет),

Ф. С. Файзуллин, доктор философских наук, профессор (Уфимский авиационный институт)

Г.П. Ников, кандидат педагогических наук, доцент (Башкирский университет)

Сафин В.Ф.

Психология самоопределения личности: учеб. пособие/ Свердл. Пед. ин-т. Свердловск, 1986 – 142. Министерство просвещение РСФСР

В пособии излагается психологические аспекты самоопределения личности, связанные с осознанием себя как самостоятельного, инициативного, творческого и ответственного субъекта в процессе овладения им личностно- и социально-ценностными сферами жизни. Самоопределение рассматривается, как осуществление, самореализация через самооценивание и саморегуляция в процессе практической и теоретической деятельности в рамках общественно необходимого. Свойства самоопределившейся личности синтезируется в её ответственности, выступающей системообразующим качеством.

Учебная пособие: подготовлено на кафедре психологии Башкирского пединститута. Предназначенного для студентов старших вузов педвуза, университетов, ФПК директоров школ и слушателей философского отделения университетов масксизма-ленинизма, а так же аспирантов-психологов и всех, кто интересуется психологией личности.

Научный редактор:

Л.И. Анциферова, д-р пс. н., проф., зав. лаборатории психологии личности и института психологии АН СССР

Рецензенты:

Г.А. Аминев, д-р пс. н., проф. ( Башкирский университет), Ф.С. Файзуллин, доктор философских наук (Уфимский авиационный институт), Г.П. Ников, канд. пед. н. доц. (Башкирский пединститут)

Сафин В.Ф.

Методы диагностики личности школьника (учебное пособие в двух частях) – 1991

Данное пособие представляет собой сборник адаптированных и модифицированных методик для психодиагностики интеллектуальных и личностных качеств дошкольников и учащейся молодежи.

Первая часть пособия включает в себя рекомендации по организации, проведению психодиагностического изучению испытуемых. Каждая конкретная методика состоит из краткого описания её концептуальной основы, изложение её содержания, обработки и интерпретации результатов, полученных данных и обозначение психокоррекционной работы с испытуемыми.

Пособие предназначается для студентов пединститутов, учителей и школьных психологов, изучающих психодиагностику и работающих в этой области.

Вторая часть содержит иллюстративный материал, без которых невозможно использовать рассмотренные пособия, методики.

Научный редактор:

Чл. Кор. АПН СССР Забродин Ю.М.

Рецензенты:

Кафедра психологии БГПИ кандидат психологических наук, доцент В.Б. Стрелков (УАИ);

Кандидат педагогических наук, доцент, Р.Н. Латыпова (ФПК при БГПИ)

Замдиректора БИУУ по учебной работе С. В. Мурзина

Сафин В.Ф.

Этнос: размышления вслух: (статьи, эссе, интервью) – Уфа, 1999. – 208 с.

Сборник включает в себя статьи, тезисы выступления, интервью, эссе, написанные автором на башкирском и русском языках за последние 10 лет. В них в полемической форме рассматриваются проблемы, относящиеся к положениям башкирского этноса, и госсуверенитета, языка, культуры, образования, семьи и нравственности. Материалы сборника могут быть использованы учащейся молодежью и всеми, кто интересуется вопросами этнопсихологии, этнопедагогики, сегодняшней историй Башкортостана и воспитании.

Рецензенты:

Заведующий кафедры менеджмента Академии управления при президенте РБ, кандидат психологических наук, доцен Кудашев А.Р.,

Кандидат психологических наук Гайнутдинов Р.З.

Сафин В.Ф.

Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования: Монография. - Уфа: Гилем, 2004 год. - 158с.

ISBN 5-7501 - 0442 - 7

В монографии профессора БГПУ и ВЭГУ В.Ф. сафина освещаются психологические аспекты самоопределения личности, связанные с осознанием себя, как самостоятельного,, инициативного, творческого и ответственного субъекта жизнедеятельности. предлагается авторская концепция, в рамках которой самоопределение личности рассматривается как самоосуществление, самореализация через самооценивание и саморегуляцию в практической и теоретической деятельности с учетом общественно необходимого. поднимаются вопросы ответственности личности, её совести и смысла жизни, развития самоопределения личности в онтогенезе.

Предназначена для психологов, философов, педагогов, а так же студентов и аспирантов, занимающиеся исследованием проблем психологии личности и её субъективной активности.

Научный редактор:

доктор психологических наук, профессор Л.И. Анцыферова (Москва)

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Г.А. Аминев,

доктор психологических наук, профессор А.Р. Кудашев

Сафин В.Ф. Зигзаги мыслей и озарений. Записки психолога. Уфа, 2005.

ISBN 5-86-4-77-030-02

Данное издание не является целостным трактатом, но её прочтение позволяет ощутить мир Автора, его систему представлений о познании, духовности, боге, любви, власти и обществе и, конечно, психотерапии. Парадоксальные, оригинальные, иногда даже шокирующие мысли автора побуждают взглянуть на мир не привычным, обыденным взором, а более осмысленно сформулировать собственные суждения по многим аспектам бытия, квинтэссенцией озарений и жизненной мудрости профессора Сафина В.Ф. являются его афоризмы, которые цитируются не одним поколением его учеников. В любом случае эти записки психолога не культивируют пассивность и равнодушие, а следуют девизу: «Душа обязана трудится и день и ночь, и день и ночь». Книга может быть полезна всем, кто пытается подняться над повседневностью и суетой и реализовать себя как субъекта, хозяина своей жизни.

Сафин В.Ф. Психологический отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции: учебное пособие 4-е издание, исп., дополнен. Уфа – 2006 296 стр.

ISBN 5-9613-0018-8

В учебном пособии в научно-популярной форме кратко излагаются происхождение и психолого-клиническая картина распространенных в дошкольном и школьном возрасте отклонений в развитии и поведении детей. Представлены основные направления, методы, психокоррекции детей, имеющих различные нарушения. Теоретический материал дополнен сценариями психокоррекционных программ по отдельным видам отклонений.

Книга предназначена в качестве учебного, методического и практического пособия для студентов, изучающих «Основы специальной психологии и коррекционной педагогики», а так же педагогов психологов и родителей.

Данная книга отмечена дипломом Фонда развития отечественного образования в 2007 году.

Рецензенты:

В.В. Дезорцев, канд. мед. наук, доцент;

Ф.Г. Абдрашитов, канд. мед. наук, доцент.

Сафин В.Ф.Личность: факторы и условия самоопределения и самореализации. – Монография. Уфа, 2007. – с.

ISBN № 5-87978-371-5

Рассматриваются факторы и условия идентификации и самоопределения личности в трех сферах жизнедеятельности: семья, школа, вуз. Особое внимание уделяется проблемам материнства и отцовства, а также восстановления института семьи.

Вторая проблема – формирование самосознания, самореализации и самоутверждения в процессе изучения гуманитарных предметов в школах и гимназиях.

Особую главу составляет профессиональное самоопределение в процессе учения и обучения в вузе.

В приложении даются образцы творческой деятельности студентов по написанию аннотаций, тезисов, статей и оформления научных выступлений.

Работа адресуется студентам, преподавателям вузов, учителям школ и научным работникам, занимающимся вопросами семейного и профессионального самоопределения личности.

Научный редактор

доктор пед. наук, профессор Гаязов А.С.

Рецензенты:

доктор пед. наук, профессор Фатыхова Р.М.

доктор пед. наук, профессор Юричка Ю.И.

Сафин В.Ф., Нурлыгаянов И. Н.

Психология самоопределения и самооценки личности: монография. – Уфа: Вагант, 2008 Научное издание. – 188с.

ISBN 978-5-9635-0102-3

Монография посвящена исследованию актуальной научной и практической проблемы самоопределения личности и его ведущих составляющих, которые обозначены понятиями самосознание, субъект деятельности, самопринятие, саморегуляция, самореализация и самоутверждение личности и её жизненной позиции. Центральное место занимает уровневая модель механизма самоопределения личности. подробно рассматривается зависимость самооценки от внушаемости личности.

Данное издание адресуется студентам, аспирантам, научным работникам НИИ, ВУЗов, изучающим психологию личности, психологию развития, философские и социологические аспекты личности.

Рецензенты:

Г.В. Залевский, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой генетической и клинической психологии Томского государственного университета, член-корреспондент РАО;

А.С. Чернышев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Курганского государственного университета

Консультирование при семейный конфликтах:коллективная монография / Научный редактор проф. В.Ф. Сафин [текст]. - Уфа: изд-во БГПУ, 2011. - 208 с.

В отличие от подобных монографий, в данном коллективном труде по каждому случаю консультирования при конфликте в семье стратегия и тактика работы психолога выводится из теории конфликтов и согласуется с запросом-заказом клиента. сказанное относится и к применяемым в ходе беседы техникам и терапевтическим приемам. особое место занимает параграф о руководстве по консультированию клиентов, где в оригинальной форме излагаются методы и техники, включая притчи пословицы и поговорки, применяемые в практической деятельности психолога. Книга адресуется психоконсультантам, психотерапевтам, супругам, интересующимся проблемами разрешения семейных конфликтах.

Психологическое консультирование: из копилки личного опыта. Учебное пособие /Научный редактор проф. В.Ф. Сафин [Текст].– Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. – 90 с.

 

Вопросы самоопределения личности и её активности: Межвузовский сборник научных трудов./ В.Ф. Сафин – Уфа: Башкирский пединститут, 1985. – 109 с.

В сборнике анализируется различные аспекты новой актуальной проблемы самоопределения личности. В статьях рассматриваются принципы, мотивы самоопределения, её нравственный и профессиональный аспекты, а так же вопросы ответственности, являющейся конструирующим свойством «самоопределившейся» личности.

Сборник адресуется психологам, педагогам и учителям, интересующимся проблемами изучения и воспитания личности.

Редакционная коллегия:

В.Ф. Сафин (отв. редактор), канд. психол. н., Г.П. Ников, канд. пед. н. ; В.В. Ганеева, канд. филос. н.

Рецензенты:

В.Б. Стрелков, канд. психол. н., доц. (Уфимский авиационный институт);

Д.Дж. Валеев, канд филос. н. доцент (Башкирский университет);

Кафедра психологии Башкирского государственного педагогического института

Психология самоопределения личности: учебное пособие к спецкурсу./ В.Ф. Сафин. Cвердл. Пед ин-т. Свердловск, 1986. – 142 с.

В пособии излагаются психологические аспекты самоопределения личности, связанный с осознанием себя, как самостоятельного инициативного творческого и ответственного субъекта в процессе овладения им личностино- и социально-ценностными сферам жизни. Самоопределения рассматривается как осуществление, самореализация через самооценивание и саморегуляции в процессе практической и теоретической деятельности в рамках общественно необходимого. Свойство самоопределившейся личности синтезируется в её ответственности, выступающие системообразующим качеством.

Учебное пособие подготовлено на кафедре психологии Башкирского пединститута. Предназначено для студентов старших курсов педвузов, университетов, ФПК директоров школ и студентов философского отделения университетов, а так же аспирантов психологов и всех тех, кто интересуется психологией личности.

Научный редактор:

Л.И. Анциферова, доктор психологических наук, профессор, завлаборатории Психологии личности института психологии АН СССР.

Рецензенты:

Г.А. Аминьев, доктор психологических наук, профессор (Башкирский университет),

Ф. С. Файзуллин, доктор философских наук, профессор (Уфимский авиационный институт)

Г.П. Ников, кандидат педагогических наук, доцент (Башкирский университет)

Психология самоопределения личности: учеб. пособие./ В.Ф. Сафин. Свердл. Пед. ин-т. Свердловск, 1986 – 142. Министерство просвещение РСФСР

В пособии излагается психологические аспекты самоопределения личности, связанные с осознанием себя как самостоятельного, инициативного, творческого и ответственного субъекта в процессе овладения им личностно- и социально-ценностными сферами жизни. Самоопределение рассматривается, как осуществление, самореализация через самооценивание и саморегуляция в процессе практической и теоретической деятельности в рамках общественно необходимого. Свойства самоопределившейся личности синтезируется в её ответственности, выступающей системообразующим качеством.

Учебное пособие: подготовлено на кафедре психологии Башкирского пединститута. Предназначенного для студентов старших вузов педвуза, университетов, ФПК директоров школ и слушателей философского отделения университетов масксизма-ленинизма, а так же аспирантов-психологов и всех, кто интересуется психологией личности.

Научный редактор:

Л.И. Анциферова, д-р пс. н., проф., зав. лаборатории психологии личности и института психологии АН СССР

Рецензенты:

Г.А. Аминев, д-р пс. н., проф. ( Башкирский университет), Ф.С. Файзуллин, доктор философских наук (Уфимский авиационный институт), Г.П. Ников, канд. пед. н. доц. (Башкирский пединститут)

Методы диагностики личности школьника (учебное пособие в двух частях)./ В.Ф. Сафин. – 1991

Данное пособие представляет собой сборник адаптированных и модифицированных методик для психодиагностики интеллектуальных и личностных качеств дошкольников и учащейся молодежи.

Первая часть пособия включает в себя рекомендации по организации, проведению психодиагностического изучению испытуемых. Каждая конкретная методика состоит из краткого описания её концептуальной основы, изложение её содержания, обработки и интерпретации результатов, полученных данных и обозначение психокоррекционной работы с испытуемыми.

Пособие предназначается для студентов пединститутов, учителей и школьных психологов, изучающих психодиагностику и работающих в этой области.

Вторая часть содержит иллюстративный материал, без которых невозможно использовать рассмотренные пособия, методики.

Научный редактор:

Чл. Кор. АПН СССР Забродин Ю.М.

Рецензенты:

Кафедра психологии БГПИ кандидат психологических наук, доцент В.Б. Стрелков (УАИ);

Кандидат педагогических наук, доцент, Р.Н. Латыпова (ФПК при БГПИ)

Замдиректора БИУУ по учебной работе С. В. Мурзина

Этнос: размышления вслух: (статьи, эссе, интервью)./ В.Ф. Сафин. – Уфа, 1999. – 208 с.

Сборник включает в себя статьи, тезисы выступления, интервью, эссе, написанные автором на башкирском и русском языках за последние 10 лет. В них в полемической форме рассматриваются проблемы, относящиеся к положениям башкирского этноса, и госсуверенитета, языка, культуры, образования, семьи и нравственности. Материалы сборника могут быть использованы учащейся молодежью и всеми, кто интересуется вопросами этнопсихологии, этнопедагогики, сегодняшней историй Башкортостана и воспитании.

Рецензенты:

Заведующий кафедры менеджмента Академии управления при президенте РБ, кандидат психологических наук, доцен Кудашев А.Р., кандидат психологических наук Гайнутдинов Р.З.

Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования: Монография./ В.Ф. Сафин. - Уфа: Гилем, 2004 год. - 158с.

ISBN 5-7501 - 0442 - 7

В монографии профессора БГПУ и ВЭГУ В.Ф. Сафина освещаются психологические аспекты самоопределения личности, связанные с осознанием себя, как самостоятельного, инициативного, творческого и ответственного субъекта жизнедеятельности. предлагается авторская концепция, в рамках которой самоопределение личности рассматривается как самоосуществление, самореализация через самооценивание и саморегуляцию в практической и теоретической деятельности с учетом общественно необходимого. поднимаются вопросы ответственности личности, её совести и смысла жизни, развития самоопределения личности в онтогенезе.

Предназначена для психологов, философов, педагогов, а так же студентов и аспирантов, занимающиеся исследованием проблем психологии личности и её субъективной активности.

Научный редактор:

доктор психологических наук, профессор Л.И. Анцыферова (Москва)

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Г.А. Аминев,

доктор психологических наук, профессор А.Р. Кудашев.

Зигзаги мыслей и озарений. Записки психолога./ В.Ф. Сафин. Уфа, 2005.

ISBN 5-86-4-77-030-02

Данное издание не является целостным трактатом, но её прочтение позволяет ощутить мир Автора, его систему представлений о познании, духовности, боге, любви, власти и обществе и, конечно, психотерапии. Парадоксальные, оригинальные, иногда даже шокирующие мысли автора побуждают взглянуть на мир не привычным, обыденным взором, а более осмысленно сформулировать собственные суждения по многим аспектам бытия, квинтэссенцией озарений и жизненной мудрости профессора Сафина В.Ф. являются его афоризмы, которые цитируются не одним поколением его учеников. В любом случае эти записки психолога не культивируют пассивность и равнодушие, а следуют девизу: «Душа обязана трудится и день и ночь, и день и ночь». Книга может быть полезна всем, кто пытается подняться над повседневностью и суетой и реализовать себя как субъекта, хозяина своей жизни.

Психологические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции: учебное пособие./ В.Ф. Сафин. 4-е издание, исп., дополнен. Уфа, 2006. - 296 стр.

ISBN 5-9613-0018-8

В учебном пособии в научно-популярной форме кратко излагаются происхождение и психолого-клиническая картина распространенных в дошкольном и школьном возрасте отклонений в развитии и поведении детей. Представлены основные направления, методы, психокоррекции детей, имеющих различные нарушения. Теоретический материал дополнен сценариями психокоррекционных программ по отдельным видам отклонений.

Книга предназначена в качестве учебного, методического и практического пособия для студентов, изучающих «Основы специальной психологии и коррекционной педагогики», а так же педагогов психологов и родителей.

Данная книга отмечена дипломом Фонда развития отечественного образования в 2007 году.

Рецензенты:

В.В. Дезорцев, канд. мед. наук, доцент; Ф.Г. Абдрашитов, канд. мед. наук, доцент.

Личность: факторы и условия самоопределения и самореализации. – Монография./ В.Ф. Сафин. Уфа, 2007. – с.

ISBN № 5-87978-371-5

Рассматриваются факторы и условия идентификации и самоопределения личности в трех сферах жизнедеятельности: семья, школа, вуз. Особое внимание уделяется проблемам материнства и отцовства, а также восстановления института семьи.

Вторая проблема – формирование самосознания, самореализации и самоутверждения в процессе изучения гуманитарных предметов в школах и гимназиях.

Особую главу составляет профессиональное самоопределение в процессе учения и обучения в вузе.

В приложении даются образцы творческой деятельности студентов по написанию аннотаций, тезисов, статей и оформления научных выступлений.

Работа адресуется студентам, преподавателям вузов, учителям школ и научным работникам, занимающимся вопросами семейного и профессионального самоопределения личности.

Научный редактор

доктор пед. наук, профессор Гаязов А.С.

Рецензенты:

доктор пед. наук, профессор Фатыхова Р.М.; доктор пед. наук, профессор Юричка Ю.И.

Психология самоопределения и самооценки личности: монография./ В.Ф. Сафин, И.Н. Нурлыгаянов. - Научное издание. Уфа: Вагант, 2008.– 188с.

ISBN 978-5-9635-0102-3

Монография посвящена исследованию актуальной научной и практической проблемы самоопределения личности и его ведущих составляющих, которые обозначены понятиями самосознание, субъект деятельности, самопринятие, саморегуляция, самореализация и самоутверждение личности и её жизненной позиции. Центральное место занимает уровневая модель механизма самоопределения личности. подробно рассматривается зависимость самооценки от внушаемости личности.

Данное издание адресуется студентам, аспирантам, научным работникам НИИ, ВУЗов, изучающим психологию личности, психологию развития, философские и социологические аспекты личности.

Рецензенты:

Г.В. Залевский, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой генетической и клинической психологии Томского государственного университета, член-корреспондент РАО;

А.С. Чернышев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Курганского государственного университета.

Консультирование при семейных конфликтах: коллективная монография./ Научный редактор проф. В.Ф. Сафин. - Уфа: изд-во БГПУ, 2011. - 208 с.

В отличие от подобных монографий, в данном коллективном труде по каждому случаю консультирования при конфликте в семье стратегия и тактика работы психолога выводится из теории конфликтов и согласуется с запросом-заказом клиента. сказанное относится и к применяемым в ходе беседы техникам и терапевтическим приемам. особое место занимает параграф о руководстве по консультированию клиентов, где в оригинальной форме излагаются методы и техники, включая притчи пословицы и поговорки, применяемые в практической деятельности психолога. Книга адресуется психоконсультантам, психотерапевтам, супругам, интересующимся проблемами разрешения семейных конфликтах.

Рецензенты:

А.Р.Кудашев, к. психол. н., профессор; И.Н.Нурлыгаянов, к. психол. н., доцент.

Психологическое консультирование: из копилки личного опыта. Учебное пособие. / В.Ф. Сафин. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. – 90 с.

В пособии рассматриваются отдельные случаи спонтанного консультирования отдельных членов семьи или терапевтического воздействия на клиентов при различных конфликтах в их жизни. Особый интерес представляет самоанализ каждым автором своего первого опыта по разрешению семейного или внутреннего конфликта клиента. Отдельные подходы авторов к разрешению рассмотренных конфликтов весьма оригинальны, поэтому они могут быть использованы начинающими психологами в их практической деятельности.

Рецензенты:

И.Н.Нурлыгаянов, к. психол. н., доцент; С.С.Душанбаева, к. психол. н., доцент.

Руководство по аналитической психотерапии: стенограмма лекций. Учебное пособие./ В.Ф. Сафин. Уфа: Изд-во БГПУ, 2012.

В пособии излагаются сокращенные варианты лекций, посвященных организации терапевтического процесса психоанализа, читаемых на Высших курсах практических психологов БГПУ им. М.Акмуллы.

Четкие и оригинальные рекомендации по организации сеансов психотерапии послужат подспорьем для начинающих психоконсультантов и психотерапевтов в освоении аналитической психотерапии.

Рецензенты:

И.Н.Нурлыгаянов, к. психол. н., доцент; С.С.Душанбаева, к. психол. н., доцент.

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».