Персональный сайт

Сафина Вадима Фатхиевича

 

Работы, статьи (часть 2)

 

  

 

Статья №1 Традиции исследования самоопределения в отечественной психологии(совместно с И.Н.Нурлыгаяновым).

 

Статья №2 Структура ценостно-смысловой сферы в самоопределении юношей и девушек (совместно с И.Н.Нурлыгаяновым).

 

 

 

Статья №1

ТРАДИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Совместно с И.Н. Нурлыгаяновым

//История отечественной и мировой

психологической мысли. Институт

психологии РАН, М. – 2010 г.

The article describes various views of the Russian scientists on the issue of self-identification in psychology. Representatives of different scientific schools discuss the findings in the research of self-identification phenomenon and its future.

Вопросы личностного становления, развития и совершенствования являются актуальными, теоретически и практически значимыми и занимают одно из центральных мест в структуре психологического знания как в зарубежной, так и в отечественной науке. Самоопределение личности как самостоятельная проблемная область еще не оформилась и раскрывается в основном в контек­сте обсуждения проблем самоактуализации, самореализации, формирования идентичности.

Обращение к литературным источникам показывает, что имеющиеся теорети­ко-методологические представления о самоопределении личности в целом близки друг другу. Однако отмечаются и некоторые разночтения в понимании и трактовке феномена самоопределения, что можно проследить при обращении к историческим вехам формирования представлений о данном феномене.

Неверно считать, что интерес к проблеме самоопределения сформировался лишь в советский период отечественной психологии. В этом случае перечеркива­ется целый пласт отечественных исследований, которые осуществлялись в доре­волюционной психологической мысли в русле рассмотрения вопросов душевной жизни, ценностно-смыслового и нравственного развития личности (Н.А. Бердяев, СЛ. Франк, В.Ф. Эрн и др.).

С конца 30-х годов XX столетия личностная проблематика, в том числе и вопросы саморазвития и самореализации, представлена в отечественных психологических изданиях недостаточно. Но это ни в коем случае не означает, что психологов не волновало данное направление исследований. Традиционной для нашей науки на всех этапах ее развития была гуманистическая направленность исследовательской позиции ученых. Ведь именно в эти годы задумываются и разрабатываются ори­гинальные субъектно- и личностно ориентированные концепции Б.Г. Ананьева. СЛ. Рубинштейна, П.М.Якобсона и других ученых.

В 60-70-е годы после длительного застоя возрождается интерес к проблеме личности и ее жизненного пути. Именно с этим периодом связано оформление теоретико-методологических основ исследования личности, включая и проблему ее самоопределения.

Методологические основы для анализа вопросов самоопределения личности были заложены СЛ. Рубинштейном, сформулировавшим принцип детерминизма, согласно которому внешние воздействия преломляются через внутренние. Эта внутренняя среда и является основой для понимания самоопределения личности. Ученый отмечает, что самоопределение выступает как один из аспектов свободы (Рубинштейн, 1997).

Взгляды СЛ. Рубинштейна были в дальнейшем развиты в трудах его ближай­ших учеников — К.А. Абульхановой и Л.И. Анцыферовой в Институте психологии АН СССР (в настоящее время РАН).

К.А. Абульханова связывает самоопределение со стратегией жизни как созна­тельным способом конструирования человеком собственной жизнедеятельности в соответствии с присущими ему ценностями и смыслами (Абульханова, 1991).

Л.И. Анцыферова видит диалектику развития личности в переоценке ею собст­венных ценностей и окружающего мира, в упорядочении своего внутреннего мира в соответствии не только с логикой социальной ситуации, но и логикой своего индивидуального развития. Большой интерес представляют последние работы Л.И. Анцыферовой, посвященные самоопределению в трудных жизненных ситуа­циях и в поздние периоды онтогенеза (Анцыферова, 2004).

В работах Л.И. Божович самоопределение трактуется как потребность в конструи­ровании смысловой системы, связанной с выбором профессии и устремленностью в будущее (Божович, 1995). В дальнейшем эти взгляды получили развитие в концеп­ции личностного самоопределения М.Р. Гинзбурга.

А.В. Петровский, изучая межличностные взаимоотношения, в частности кон­формизм, в качестве его альтернативы представляет коллективистическое само­определение. В ходе дальнейшей разработки стратометрической теории коллектива феномен коллективистического самоопределения рассматривается как относитель­ное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива как общности (Петровский, 2000). Наши пред­ставления о самоопределении личности формировались под влиянием А.В. Пет­ровского. Под его руководством была выполнена кандидатская диссертация, по­священная изучению динамики взаимооценки и самооценки морально-волевых черт в зависимости от степени внушаемости (Сафин, 1969). Таким образом, наши взгляды эволюционировали от самооценки и самооценивания к целостному самоопределению.

Особый интерес представляют работы, в которых проводится социально-пси­хологический анализ самоопределения. Так, в Курской психологической школе самоопределение исследуется в условиях совместной деятельности как социаль­но-психологический феномен. Согласно Л.И. Уманскому, самовыражение, само­определение личности осуществляется через лидерство в коллективе (Уманский, 1975). Одним из направлений социально-психологической подготовки молодежных лидеров является создание благоприятных условий для позитивного личностного самоопределения. Под данным феноменом понимается формирование положи­тельного образа «Я» и позиции конструктивного социального оптимизма. В целях изучения социально-психологических параметров и содержания самоопределения используются экспериментальные приборы «Арка», «Стрессор» (Чернышев, 2005). В настоящее время коллектив курских психологов под руководством А.С. Черны­шева проводит работу по психологическому сопровождению формирования по­зитивного самоопределения разных групп населения. В этом контексте особенно значимы разработки, связанные с оказанием психологической помощи лицам, пострадавшим от последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В работах АС Чер­нышева рассматриваются такие диагностические показатели, как «социальное самочувствие», «мироощущение», которые, по нашему мнению, можно интерпре­тировать в качестве индикаторов самоопределения как отдельного субъекта, так и больших и малых групп.

В 80-90-е годы получает признание базовый подход к личностному само­определению М.Р. Гинзбурга и теоретические взгляды, развиваемые авторами данной статьи.

М.Р. Гинзбург выстраивает свою теоретическую позицию, опираясь на класси­ческие работы Л.И. Божович о формировании личности. При этом подход Божович дополняется рядом новых положений. Они касаются, прежде всего, ценностных и целевых аспектов проблемы. В связи с их рассмотрением подчеркивается роль жизненных планов и временной перспективы в жизнеосуществлении, включая про­фессиональное становление (Гинзбург, 1994). В более поздних работах автор проводит типологический анализ самоопределения личности. Верификация его гипотезы об основных параметрах личностного самоопределения представлена в диссерта­ционной работе Н.У. Заиченко «Обусловленность личностного самоопределения юношества социальными условиями жизнедеятельности».

В своих взглядах на проблему самоопределения мы опираемся на теоретиче­ские положения СЛ. Рубинштейна и его последователей, а также на концепцию А.В. Петровского. В нашем понимании самоопределение — это осознанное соот­несение сущностных сил (интенции — мотивационно-потребностная сфера, поссиденции — характерологические и психофизиологические качества, потен­ции — возможности и способности) с внешними требованиями (диспозиции) и основанный на этом выбор стратегии жизнедеятельности (Сафин, 1986).

Самоопределение — это целостный процесс овладения субъектом лично и со­циально значимыми сферами жизнедеятельности соответственно сознательно поставленной цели. Самосозидание (самоидентификация) и самореализация, как единство, обеспечивая самоутверждение личности, характеризуют психологиче­ское содержание самоопределения. Нами предпринята попытка рассмотрения уровневой модели механизма самоопределения, функционирующей в континууме «Я — Предметный мир», «Я-Другие», «Я-Я». В ряду механизмов целостного са­моопределения выделены самооценочно-рефлексивный и интерпретационный, выступающие в качестве детерминирующих факторов в ценностно-смысловом становлении субъекта.

В рамках данного подхода к самоопределению личности было подготовлено несколько исследований, посвященных изучению взаимосвязи самоопределения личности и ее этнической идентичности; особенностей ценностно-смыслового самоопределения и их динамики у старшеклассников в зависимости от типа обра­зовательного учреждения; специфики ценностно-смысловой сферы в связи с типо­логическим аспектом личностного самоопределения.

В 80-90-х годах оформляется концепция профессионального самоопределения Е.А. Климова (Климов, 2004). Следует отметить ее практико-ориентированность: она включает рассмотрение вопросов классификации профессий, методов про­фориентации и отбора. В 90-х годах в литературе проблема профессионального са­моопределения получает широкое освешение (В.А. Бодров, Е.М. Борисова, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев и В.Ю. Шегурова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, А.Р. Фонарев и др.).

В начале XXI столетия после некоторого спада возрождается интерес к пробле­матике самоопределения личности. Это обусловлено, на наш взгляд, рядом причин. Во-первых, в теоретических разработках осуществляется переход от частных, узких (в определенное время даже модных) вопросов самоактуализации и самореализации к целостному феномену самоопределения, позволяющему объяснить жизнелеятельность субъекта на обобщенном уровне. Во-вторых, возникает социальный заказ на разработку новых прикладных направлений, что обусловлено усилением негативных явлений в социально-экономической и политической жизни общества. Так, в по­следнее время активизировались исследования этнического, семейного, экономи­ческого самоопределения, а также традиционной области — профессионального самоопределен и я.

Важным шагом в разработке вопросов психологии самоопределения является выход монографии А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко «Экономическое самоопре­деление: теория и эмпирические исследования» (Журавлев, Купрейченко, 2007). На сегодняшний день, по нашему представлению, в этой работе наиболее детально и полно раскрывается обсуждаемый феномен. В частности, привлекает внимание уровневая модель самоопределения, которая, по сути, выступает методологическим основанием целостного анализа данного феномена. Институт психологии РАН со своим огромным научным потенциалом мог бы координировать деятельность специалистов вузов и исследовательских институтов разных регионов России по комплексному изучению самоопределения как многоаспектного явления, что пред­ставляется чрезвычайно важным и актуальным в связи с кризисными проявления­ми в сферах социально-экономических, политических, семейных, нравственных, этнических и религиозных отношений.

В завершении работы важно подчеркнуть перспективные линии анализа са­моопределения. Теоретический интерес вызывают вопросы соотношения само­определения с родственными феноменами (адаптацией, самореализацией, самоак­туализацией, самоутверждением, самоидентификацией, саморегуляцией), а также проблемы механизмов самоопределения, критериев и показателей самоопределяю­щейся личности, реализации типологического подхода при изучении самоопреде­ления. В практическом же плане наиболее актуальными представляются разработка диагностического инструментария основных показателей и эффектов самоопреде­ления и составление программ социально-психологической помощи и содействия в позитивном самоопределении.

Литература

Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

Анциферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М., 2004.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред.

Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 1995. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии.

1994. № 3. С. 43-52.

Журавлев А.Л.. Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследо­вания. М., 2007.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. Петровский А.В. Психология в России: XX век. М., 2000. Рубинштейн СЛ. Человек и мир. М., 1997.

Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986.

Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / Под ред. К.К. Пла­тонова. М., 1975. С. 77-87.

Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев СВ. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М., 2005.

 

 

 

 

 

 

 

статья №2

Структура ценностно-смысловой сферы в самоопределении юношей и девушек

Совместно с И.Н. Нурлыгаяновым

//Развитие психологии в системе комплексного

человекознания. Часть 1 / Отв. ред.

А. Л. Жу­равлев, В. А. Кольцова. - М.: Изд-во

«Институт психологии РАН», 2012.-828 с.

Проблема самоопределения в общей психологии и психологии личности

Проблема самоопределения является одной из центральных в общей психологии и психоло­гии личности. Вопросы личностного становления, развития и совершенствования не новы для за­рубежной науки (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм). В отечественной психологии интерес к проблематике самоопределения возникает в 70-80-х годах XX в. (Л. И. Анцыферова, Л. И. Божович, А. В. Петровский). В настоящее время большинст­во теоретических и эмпирических исследований в этой области выполняется в рамках психологии труда (В. А. Бодров, Э. Ф. Зеер, Е.Ю. Пряжнико-ва, Н. С. Пряжников), возрастной (Н.У. Заиченко, Д. А. Красило, А. В. Снегуров, А.Е. Созонтов) и со­циальной (В. В. Гулякина, Л. В. Радина, А. С. Чер­нышев и др.) психологии. Количество работ, посвя­щенных личностным аспектам данного феномена, заметно сократилось. Это может создавать иллю­зию того, что поставленная проблема либо не­актуальна и несвоевременна для современного общества, либо имеется единая концепция, отра­жающая всю многогранность явления. Обраще­ние к литературным источникам обнаруживает, что имеющиеся теоретико-эмпирические пред­ставления о самоопределении личности в целом близки друг другу. Но отмечается и ряд противо­речий относительно понимания феноменологии рассматриваемого явления, на что указывают и са­ми исследователи (Гинзбург, 1994; Рубинштейн, 1997; Черникова, 1998).

Исследования, затрагивающие те или дру­гие аспекты личностного самоопределения в оте­чественной науке, группируются в нескольких основных направлений. Первое из них составля­ют теоретико-методологические работы отечест­венных психологов (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Л. И. Божович, А. В. Брушлин-ский, СЛ. Рубинштейн), в которых намечают­ся ориентиры для разработки фундаментальных и прикладных проблем в исследуемой области знания. Методологические основы для анализа проблемы самоопределения личности были обо­значены СЛ. Рубинштейном (Рубинштейн, 1997), который решал проблему детерминации поведе­ния, рассматривая соотношение внешней и вну­тренней обусловленности психической деятель­ности человека. Внутренняя среда, через которую преломляются внешние воздействия, и является основой для понимания самоопределения. Уче­ным отмечается, что смысл детерминизма заклю­чается в подчеркивании роли внутренних усло­вий в самоопределении.

Вторым направлением выступает исследова­ние личностных аспектов феномена. Самоопре­деление характеризуется как новообразование юношеского возраста, сопряженное с формирова­нием устойчивой потребностно-мотивационной сферы (О. С. Анисимов, И. Г. Шендрик). Оно трак­туется также как поиск и обретение собственной позиции (В.В. Гулякина, Н.У. Заиченко). В неко­торых работах самоопределение раскрывается с учетом перестройки личностной архитектони­ки в трудных жизненных ситуациях (Л. И. Анцы­ферова, Т. Б. Карцева).

Наше понимание самоопределения опира­ется на теоретико-методологические положения в изучении личности, ее активности и самосозна­ния, выдвинутые СЛ. Рубинштейном и в даль­нейшем развитые К. А. Абульхановой (Альбухано-ва, 2002), Л. И. Анцыферовой (Анциферова, 2004), А. В. Брушлинским (Брушлинский, 2003). Самоо­пределение рассматривается как осознание и со­отнесение сущностных сил субъекта (внутренних условий): (а) желаний, стремлений, ценностей, целей (интенции); (б) способностей, склоннос­тей, возможностей (потенции); (в) психофизио­логических и характерологических особеннос­тей (поссиденции) - с внешними воздействиями, требованиями (диспозиции), принятие на их ос­нове решений и претворение их в жизнь (Сафин, 2004). В целом данное понимание самоопреде­ления не противоречит теоретическим взглядам СЛ. Рубинштейна, который в изучении личнос­ти выделял три аспекта: что хочет личность (на­правленность, потребностно-мотивационная сфе­ра), что она может (способности и склонности) и что есть человек (характер).

Необходимо отметить, что осознанный по­иск смысла жизни, проблема выбора, детермини­рованная внутренними и внешними условиями, характеризуют социальную ситуацию развития в юношеском возрасте. Быстроизменяющиеся об­стоятельства, в которых и осуществляется само­определение, приводят к тому, что человек включа­ется в новые системы социально-психологических связей и стоит перед необходимостью формирова­ния уникальной и адаптивной ценностно-смыс­ловой структуры, определяющей общую страте­гию жизни.

Ценностно-смысловая сфера может рассмат­риваться как результативно-содержательная сто­рона самоопределения. Успешная адаптация и со­циализация предполагают осознанное обращение к разного рода ценностным ориентирам, опре­деляющим мировоззренческие установки и по­веденческие паттерны. Одним из индикаторов мированность ценностно-смысловой сферы в кон­тексте полоролевой идентификации.

Целью данного исследования является изуче­ние структуры ценностно-смысловой сферы как ре­зультативной стороны самоопределения с учетом половых различий.

Описание выборки

Эмпирическое исследование проводилось в тече­ние 2004-2005 учебного года в Башкирском госу­дарственном педагогическом университете.

Важным моментом в выборе общей страте­гии исследования является определение адек­ватной его целям выборки испытуемых, пред­ставленной в нашем исследовании лицами студенческого возраста. Выбор студентов в ка­честве испытуемых объясняется тем, что имен­но в данном возрастном диапазоне юный человек становится взрослым не только в биологичес­ком, но и в социально-профессиональном от­ношении. У человека в это время возникает от­ветственность за свои поступки и свою жизнь; у него в основных чертах оформляется ценност­но-смысловая система и вместе с тем продолжа­ется интенсивный процесс самоопределения, по­иск смысла своего существования (Л. И. Божович, И. С. Кон).

Средний возраст в мужской выборке составил 21,4 года, женской - 21,5 лет. Всего приняло учас­тие в исследовании 296 чел., из них 146 юношей и 150 девушек. В анализе результатов привлека­лись данные испытуемых, оставшихся после ес­тественной «отбраковки», из них - 106 юношей и 102 девушки.

Методики исследования

Для исследования особенностей ценностно-смыс­ловой сферы были применены тест смысложиз-ненных ориентации Д. А. Леонтьева и методи­ка Ш. Шварца для изучения ценностей личности (адаптация В. Н. Карандашева). По обозначенным методикам получено 26 показателей.

Для анализа эмпирических данных исполь­зовалась описательная статистика (нахождение среднего значения признака, стандартного откло­нения). Проводилась оценка нормальности рас­пределения всех полученных результатов (вычис­лялись эксцесс и асимметрия). Выявлено отличие распределения от нормального по большинству по­казателей, что обусловило необходимость приме­нения непараметрических методов статистичес­кой обработки данных. Выявление достоверности различий между показателями ценностно-смыс­ловой сферы с учетом половых различий прово­дилось по U-критерию Манна-Уитни для незави­симых выборок.

енностно-смысловой сферы в выборках с учетом пола был использован факторный анализ по мето­ду главных компонент. Для интерпретации полу­ченных данных применялась матрица после вра­щения по типу Varimax-normalized.

При проведении статистической обработки данных применялся пакет прикладных программ Statistica 6.0 для среды Windows.

Результаты исследования

Для первичного анализа особенностей ценност­но-смысловой сферы в самоопределении личнос­ти мы обратились к объяснению полученных дан­ных по методике Ш. Шварца. Результаты анализа структуры системы ценностей на уровне норма­тивных идеалов и индивидуальных приорите­тов обнаружили большой разброс в предпочитае­мых и отвергаемых ценностях в выборке девушек и юношей.

Полученные данные позволили сделать неко­торые выводы об особенностях структуры ценност­ных ориентации юношей и девушек в контексте личностного самоопределения.

Во-первых, структура ценностей на норматив­ном уровне имеет специфические особенности, хотя значимых различий не обнаружено. Юноши более ориентированы на ценности, отражающие статусные и волевые характеристики. Для девушек значимее ценности, связанные с межличностны­ми отношениями и взаимодействием, оказанием помощи близким. В обеих выборках прослежива­ется представленность в сознании ценностей, одо­бряемых социумом в аспекте полоролевой иден­тификации.

Во-вторых, обнаружено сходство между муж­ской и женской выборками в том, что в качест­ве ценностей, обладающих малой субъективной притягательностью, отмечаются: «власть», «тра­диции» и, отчасти, «конформность».

В-третьих, в структуре ценностей на уровне индивидуальных приоритетов различия просле­живаются более четко. Если в выборке юношей приоритет отдается традиционно высоко оце­ниваемым обществом ценностням, то в выборке девушек предпочитаются ценности, обеспечи­вающие более эффективную социальную адап­тацию. Это, отчасти, может объясняться тем фак­том, что в рамках педагогического вуза девушки в меньшей степени ощущают объективные отно­шения конкуренции со стороны юношей и име­ют больше возможностей проявить себя и само­реализоваться.

С целью выявления достоверных различий был использован непараметрический критерий Манна-Уитни для независимых выборок.

Можно говорить о большей эмоциональной насыщенности и смысловой определенности ни юношей (U = 4392,5, р < 0,05). Так, по субшка­ле «процесс жизни» теста СЖО имеются различия между показателями юношей и девушек. Соглас­но Д. А. Леонтьеву (Леонтьев, 2003), данный пара­метр характеризует то, воспринимает ли человек процесс собственной жизни как интересный, эмо­ционально окрашенный и наполненный смыслом.

По методике Ш. Шварца, у юношей в большей степени выражены ценности нормативного уров­ня - «конформность» (U = 4408, р < 0,05), «тради­ции» (U = 4399, р < 0,05), «доброта» (U = 4419,5, р < 0,05), «самостоятельность» (U = 4564,5, р < 0,05), «стимуляция» (U = 4198, р < 0,01), «достижения» (U = 4146,5, р < 0,01). Юношей отличает и выражен­ность такой ценности, как «традиция» на уровне индивидуальных приоритетов (U = 4318,5, р < 0,01).

Для девушек более значимыми оказались цен­ностные ориентации уровня индивидуальных при­оритетов: «конформность» (U = 4513, р < 0,05), «доб­рота» (U = 4412, р < 0,05), «универсализм» (U = 4489, р < 0,05), «самостоятельность» (U = 4376,5, р < 0,05), «гедонизм» (U = 4408,5, р < 0,05).

Полученные результаты могут объяснять­ся тем фактом, что общество требует от юношей в большей мере реализации собственной тендер­ной роли. Отсюда и большая ориентация юношей на ценности изменения («самостоятельность», «стимуляция») и консерватизма («конформность», «традиции»), предполагающие, с одной стороны, активность, независимость в системе взглядов и действиях, с другой стороны - защиту стабиль­ности в разных сферах жизнедеятельности.

Выраженность ценностных образований на по­веденческом уровне в выборке девушек может быть связана с необходимостью более успешной саморе­ализации, а также стремлением выполнять тради­ционные для женщины роли и функции. Юноши, в свою очередь, ориентированы на традиционные социальные представления и установки, позволя­ющие сохранять и поддерживать свои статусные позиции. Это можно рассматривать как своего ро­да защитную функцию самосознания, обеспечи­вающую его стабильность и устойчивость в раз­ных жизненных сферах.

Ценностно-смысловой подход в понимании ре­зультативной стороны самоопределения является не только правомерным, но и наиболее адекват­ным применительно к структурам и формам его проявления на уровне мировоззренческих уста­новок и поведенческих стратегий.

Для более полного и качественного понима­ния структуры ценностно-смысловой сферы де­вушек и юношей был применен факторный ана­лиз (метод главных компонент, вращение по типу Varimax-normalized). При анализе матрицы в ка­честве порогового критерия был использован фак­торный вес - 0,500.

В результате факторного анализа показате­лей ценностно-смысловой сферы в выборке юношей было выделено шесть значимых факторов, во­бравших в себя 67,2% общей дисперсии.

Первый фактор (доля объяснимой диспер­сии - 14,4%) включил показатели ценностей, ха­рактеризующих нормативный уровень: «конформ­ность» (0,838), «традиции» (0,750), «безопасность» (0,742), «достижения» (0,678), «универсализм» (0,670), «доброта» (0,574). Данный фактор отража­ет закрепленные в социальных представлениях, обыденном сознании характеристики, приписы­ваемые роли «идеального» мужчины. Эти цен­ностно-смысловые структуры выступают в роли идеала и в качестве регулятора социального по­ведения. Мы его условно обозначили фактором позитивной социальной роли.

Во второй фактор (доля объяснимой дис­персии - 15,3%) вошли: «осмысленность жизни» (0,946), «процесс жизнедеятельности» (0,.790), «локус контроля - „Я"» (0,662), «цели в жизни» (0,652), «результат жизни» (0,642), «локус контро­ля - жизнь» (0,613). Данный фактор охватывает субшкалы и интегральный показатель методики СЖО и определяет общую осмысленность жизни, и мы его обозначили как фактор осмысленности жизнедеятельности.

Третий фактор (доля объяснимой диспер­сии-11,3%) охватил следующие переменные: «ге­донизм на уровне нормативных идеалов» (0,827), «гедонизм на уровне индивидуальных приорите­тов» (0,801), «стимуляция на поведенческом уров­не» (0,569) и «власть на уровне нормативных иде­алов» (0.557). В целом переменные, образующие фактор, определяют активность, направленность на позитивное эмоциональное переживание и по­иск своего места в системе социальных отноше­ний, дающего возможность удовлетворять потреб­ности и реализовать себя. Фактор определен нами как фактор социалънлой ориентации.

Четвертый фактор (доля объяснимой диспер­сии - 7,6%) является также однополярным и вклю­чает ценность стимуляции на нормативном уров­не (0,525) и доброты на уровне индивидуальных приоритетов (0,764). В целом рассматриваемый фактор характеризует стремление к существова­нию в комфортных для индивида условиях с воз­можностью реализовать себя для близких людей и получать положительные эмоции от взаимо­действия с ними.

Наличие данного компонента в содержании са­моопределения позволяет человеку благополучно ощущать себя в социуме, чувствовать поддержку и уважение окружающих и, в определенной ме­ре, выступает показателем удовлетворенности по­ложением человека в обществе. В исследовании В. А. Хащенко А. В. Барановой «социально-психоло­гическое благополучие» рассматривается как ком­понент качества жизни (см. Черникова, 1998). Этот фактор был условно обозначен как фактор соци­ально-психологического благополучия.

9,6%) - фактор социальной компетентности. Он вобрал в себя следующие показатели на уровне ин­дивидуальных приоритетов: «безопасность» (0,772), «достижения» (0,720), «универсальные ценности» (0,673), «конформность» (0,598). Содержание дан­ного фактора предполагает защиту и поддержа­ние гармоничных отношений с другими людьми посредством проявления компетентности, исходя из признанных культурных стандартов и тем са­мым получения социального одобрения.

Шестой фактор (доля объяснимой диспер­сии - 9,0%) - однополярный и образован «влас­тью» на уровне индивидуальных приоритетов (0,686) и «самостоятельностью» на нормативном уровне (0,570). Фактор отражает активность и ав­тономность субъекта, его стремление принимать независимые решения и утверждать собственную позицию в жизнедеятельности, возможность пре­одолевать внутренние и внешние препятствия, что позволяет его обозначить фактором волевой активности.

С помощью факторного анализа показателей ценностно-смысловой сферы в выборке девушек было выделено шесть значимых факторов, вобрав­ших в себя 63,1% общей дисперсии.

Первый фактор (доля объяснимой дисперсии -15,8%) вобрал следующие переменные: «интеграль­ный показатель осмысленности жизни» (0,927), «жизненные цели» (0,819), «процесс жизнедеятель­ности» (0,801), «локус контроля - жизнь» (0,766), «локус контроля - „Я"» (0,764), «результативность жизнедеятельности» (0,696). Фактор отражает на­личие целей в жизни, придающих ей осмыслен­ность, направленность и временную перспективу. Жизнь человека имеет эмоциональную насыщен­ность, основывается на свободе принятия реше­ний и их реализации. Этот фактор назван: осмыс­ленность жизнедеятельности.

Второй фактор (доля объяснимой диспер­сии - 9,6%) - фактор позитивной социальной ро­ли. В него вошли ценности на уровне норматив­ных идеалов - «традиции» (0,832), «конформность» (0,636), «универсализм» (0,558). Данные ценност­ные структуры определенным образом отражают традиционную роль женщины, зафиксированную в общественном сознании. Этот образ предпола­гает ориентацию на поддержание благополучия и комфортного существования близких людей, со­здание семьи и воспитание детей.

Третий фактор (доля объяснимой диспер­сии - 12,3%) является биполярным и включа­ет следующие ценностные структуры: на норма­тивном уровне - «власть» (0,768) и «достижения» (0,655) и с отрицательной факторной нагрузкой -«традиции» на уровне индивидуальных приори­тетов (-0,653). Фактор отражает оппозицию меж­ду стремлением к самостоятельности и активной жизненной позицией, порождаемой новыми социально-экономическими условиями (в которой роль и социальные функции женщины заметно изменяются и расширяются), а также представ­ленностью на уровне сознания и поведения тра­диционных установок относительно женской ро­ли в обществе. Условно мы его назвали фактором социального статуса.

Четвертый фактор (доля объяснимой дис­персии - 9,0%) является биполярным. В качест­ве основных переменных в него вошли ценности на уровне индивидуальных приоритетов: «без­опасность» (0,762) и с отрицательными фактор­ными весами - «стимуляция» (-0,643), «гедонизм» (-0,615). Ценность безопасности находится в про­тиворечии с ценностными образованиями, кото­рые могут нести определенную, явную или кос­венную, угрозу традиционной роли женщины в семье и в других жизненных сферах. Это позво­ляет интерпретировать его как фактор психоло­гического благополучия.

В пятый фактор (доля объяснимой диспер­сии - 9,2%) вошли показатели ценностных струк­тур поведенческого уровня: «универсализм» (0,786), «доброта» (0,613), «самостоятельность» (0,610), «достижения» (0,518). Фактор отражает резуль­тативность взаимодействия, достижения значи­мых целей в определенных социальных контекс­тах с использованием соответствующих средств и получением положительного результата. В це­лом данный фактор характеризует систему спосо­бов поведения, облегчающих социальное взаимо­действие и основанных на адаптации, интеграции социального и личного опыта. Этот фактор обо­значен нами как фактор социальной компетент­ности.

Шестой фактор (доля объяснимой дисперсии -7,2%) включил «самостоятельность» (0,714) и «доб­роту» (0,510) на нормативном уровне и «власть» (-0,739) на уровне индивидуальных приоритетов. Стремление к независимости, активности по реа­лизации собственных решений строится с учетом взглядов близких людей и посредством сотрудни­чества, а не эксплуатации окружения. Содержа­тельный анализ позволяет назвать рассматрива­емый фактор как нравственно-волевой.

Выделенные факторы можно соотнести с от­дельными сторонами самоопределения личнос­ти. Согласно нашим взглядам на проблему само­определения личности, фактор «осмысленность жизнедеятельности» отражает степень осознан­ности жизненного пути, эмоциональную насыщен­ность и наличие интереса к собственной жизни, и он сопоставим с такой стороной самоопределе­ния, как интенции (компонент «хочу»).

Факторы «позитивная социальная роль» и «со­циальный статус»/«социальная ориентация», ве­роятно, могут быть соотнесены с диспозиционалъ-ной стороной самоопределения (компонент «надо»), так как большая роль отводится тем ценностным ориентирам, в которые вкладываются социальные представления и требования общества.

Факторы «социально-психологическое благо­получие» и «социальная компетентность» в опре­деленной степени могут быть сопоставимы с по­тенциями (компонент «могу»). Входящие в данные факторы переменные, на наш взгляд, близки по со­держанию способностям, возможностям, которые обозначаются понятием «социальный интеллект».

Фактор «волевая активность»/«нравственно-волевой» может быть соотнесен с поссиденциалъной стороной самоопределения (компонент «имею»), так как на первый план здесь выступают волевые особенности личности, традиционно рассматри­ваемые в отечественной психологической науке в структуре характера.

Выводы

Таким образом, можно сделать некоторые предпо­ложения об особенностях в показателях ценност­но-смысловой сферы как результативной сторо­ны самоопределения личности с учетом половых различий.

1. В выборке юношей и девушек отмечается пред­ставленность в сознании и реализация на уров­не поведения ценностей, имеющих значение для эффективного и успешного самоопреде­ления в аспекте полоролевой идентификации. Ценности, отражающие статусно-самооценоч­ные и волевые характеристики, являются более значимыми для юношей. Девушки подчеркива­ют значение ценностей, сопряженных с адап­тацией, социальной поддержкой и самореали­зацией.

2. Общее в ценностно-смысловой сфере представи­телей обоих полов заключается в том, что среди ценностных ориентиров, обладающих низкой субъективной значимостью, отмечены «власть», «традиции» и «конформность». Выраженность данных ценностей не способствует повышению статусных позиций в малой группе, в том числе, студенческой. Социометрический статус имеет взаимосвязь с субъективно-экономическим ста­тусом личности. Личность, имеющая высокий субъективно-экономический статус, в большей степени обладает значимыми для группы ка­чествами.

3. Специфическое в показателях ценностно-смыс­ловой сферы состоит в том, что:

а) юноши отличаются ориентацией на ценности нормативного уровня - «конформность», «тра­диции», «доброту», «самостоятельность», «сти­муляцию и достижения», а также на «традиции» на уровне индивидуальных приоритетов. Так­же можно говорить о большей эмоциональной насыщенности и смысловой определенности жизни юношей; б) для девушек значимостью обладают ценност­ные ориентации уровня индивидуальных прио­ритетов - «конформность», «доброта», «универ­сализм», «самостоятельность» и «гедонизм».

4. Выделенные факторы могут быть соотнесены с сущностными сторонами, структурными ком­понентами самоопределения. Интенции, пос-сиденции, потенции и диспозиции в реальном жизненном самоопределении взаимосвязаны и взаимообусловлены, что может служить ин­дикатором успешности и адекватности само­определения современных юношей и девушек.

Проведенный анализ позволяет говорить о том, что ценностно-смысловая сфера со­временной молодежи имеет выраженную на­правленность на потребности самореализа­ции и смысла жизни, ценности социального взаимодействия и индивидуально-личностной ориентации. Чем полнее представлены и реа­лизуются в их жизнедеятельности основные личностные ценности, тем больше у них воз­можностей для самосовершенствования и са­моразвития, удовлетворенности собственной жизнью и выбора новых путей, что в целом ха­рактеризует самоопределение.

5. Результаты факторного анализа свидетельст­вуют о том, что ценностно-смысловая сфера юношей и девушек характеризуется общими чертами, и отличается особенностями своей структуры и степенью выраженности опреде­ленных факторов. В ценностно-смысловой сфе­ре юношей и девушек были выделены следую­щие тождественные факторы - «осмысленность жизнедеятельности», «позитивная социальная роль», «психологическое благополучие», «со­циальная компетентность». Фактор «волевая активность», выделенный в ценностно-смыс­ловой сфере юношей и «нравственно-волевой» фактор у девушек имеют различие в том, что, проявляя активность, юноши более ориенти­рованы на себя и решение собственных задач, а для девушек в сфере достижений важен аспект взаимодействия и учета интересов близких лю­дей. В ценностно-смысловом сознании девушек выделен фактор «социальный статус», опре­деляемый новыми социальными условиями и стремлением занять активную жизненную позицию. Фактор «социальная ориентация», представленный в сознании юношей, более связан с конформностью (с целью подчеркнуть свою причастность к большинству и стремле­нием не быть отвергнутыми).

Литература

Абулъханова К. А. Рубинштейновская кате­гория субъекта и ее различные методологичес­кие значения // Психология индивидуального линского, М.И. Воловиковой. М., 2002. С. 34-50.

Анциферова Л. И. Развитие личности и проб­лемы геронтопсихологии. М., 2004.

Брушлинский А. В. Психология субъекта / Под ред. В. В. Знакова. М.-СПб., 2003.

Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы пси­хологии. 1994. №3. С. 43-52.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / 2-е изд. М., 2003.

Рубинштейн СЛ. Человек и мир. М., 1997.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

Сафин В. Ф. Самоопределение личности: тео­ретические и эмпирические аспекты исследова­ния. Уфа, 2004.

ХащенкоВ.А., Баранова А. В. Взаимосвязь оцен­ки качества жизни и экономико-психологическо­го статуса личности // Проблемы экономической психологии. Т. 1 / Под ред. А.Л.Журавлева, А. Б. Ку-прейченко. М., 2004. С. 501-526.

Черникова Т. В. Социально-психологическое содействие самоопределению личности на этапе ранней юности: Дис.... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1998.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

Сафин В. Ф. Самоопределение личности: тео­ретические и эмпирические аспекты исследова­ния. Уфа, 2004.

ХащенкоВ.А., Баранова А. В. Взаимосвязь оцен­ки качества жизни и экономико-психологическо­го статуса личности // Проблемы экономической психологии. Т. 1 / Под ред. А.Л.Журавлева, А. Б. Ку-прейченко. М., 2004. С. 501-526.

Черникова Т. В. Социально-психологическое содействие самоопределению личности на этапе ранней юности: Дис.... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1998.

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».