| ||||||
|
| |||||
Работы, статьи (часть 2)
Статья №1 Традиции исследования самоопределения в отечественной психологии(совместно с И.Н.Нурлыгаяновым).
Статья №2 Структура ценостно-смысловой сферы в самоопределении юношей и девушек (совместно с И.Н.Нурлыгаяновым).
Статья №1 ТРАДИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Совместно с И.Н. Нурлыгаяновым
//История отечественной и мировой психологической мысли. Институт психологии РАН, М. –
The article describes various views of the Russian scientists on the issue of self-identification in psychology. Representatives of different scientific schools discuss the findings in the research of self-identification phenomenon and its future.
Вопросы личностного становления, развития и совершенствования являются актуальными, теоретически и практически значимыми и занимают одно из центральных мест в структуре психологического знания как в зарубежной, так и в отечественной науке. Самоопределение личности как самостоятельная проблемная область еще не оформилась и раскрывается в основном в контексте обсуждения проблем самоактуализации, самореализации, формирования идентичности. Обращение к литературным источникам показывает, что имеющиеся теоретико-методологические представления о самоопределении личности в целом близки друг другу. Однако отмечаются и некоторые разночтения в понимании и трактовке феномена самоопределения, что можно проследить при обращении к историческим вехам формирования представлений о данном феномене. Неверно считать, что интерес к проблеме самоопределения сформировался лишь в советский период отечественной психологии. В этом случае перечеркивается целый пласт отечественных исследований, которые осуществлялись в дореволюционной психологической мысли в русле рассмотрения вопросов душевной жизни, ценностно-смыслового и нравственного развития личности (Н.А. Бердяев, СЛ. Франк, В.Ф. Эрн и др.). С конца 30-х годов XX столетия личностная проблематика, в том числе и вопросы саморазвития и самореализации, представлена в отечественных психологических изданиях недостаточно. Но это ни в коем случае не означает, что психологов не волновало данное направление исследований. Традиционной для нашей науки на всех этапах ее развития была гуманистическая направленность исследовательской позиции ученых. Ведь именно в эти годы задумываются и разрабатываются оригинальные субъектно- и личностно ориентированные концепции Б.Г. Ананьева. СЛ. Рубинштейна, П.М.Якобсона и других ученых. В 60-70-е годы после длительного застоя возрождается интерес к проблеме личности и ее жизненного пути. Именно с этим периодом связано оформление теоретико-методологических основ исследования личности, включая и проблему ее самоопределения. Методологические основы для анализа вопросов самоопределения личности были заложены СЛ. Рубинштейном, сформулировавшим принцип детерминизма, согласно которому внешние воздействия преломляются через внутренние. Эта внутренняя среда и является основой для понимания самоопределения личности. Ученый отмечает, что самоопределение выступает как один из аспектов свободы (Рубинштейн, 1997). Взгляды СЛ. Рубинштейна были в дальнейшем развиты в трудах его ближайших учеников — К.А. Абульхановой и Л.И. Анцыферовой в Институте психологии АН СССР (в настоящее время РАН). К.А. Абульханова связывает самоопределение со стратегией жизни как сознательным способом конструирования человеком собственной жизнедеятельности в соответствии с присущими ему ценностями и смыслами (Абульханова, 1991). Л.И. Анцыферова видит диалектику развития личности в переоценке ею собственных ценностей и окружающего мира, в упорядочении своего внутреннего мира в соответствии не только с логикой социальной ситуации, но и логикой своего индивидуального развития. Большой интерес представляют последние работы Л.И. Анцыферовой, посвященные самоопределению в трудных жизненных ситуациях и в поздние периоды онтогенеза (Анцыферова, 2004). В работах Л.И. Божович самоопределение трактуется как потребность в конструировании смысловой системы, связанной с выбором профессии и устремленностью в будущее (Божович, 1995). В дальнейшем эти взгляды получили развитие в концепции личностного самоопределения М.Р. Гинзбурга. А.В. Петровский, изучая межличностные взаимоотношения, в частности конформизм, в качестве его альтернативы представляет коллективистическое самоопределение. В ходе дальнейшей разработки стратометрической теории коллектива феномен коллективистического самоопределения рассматривается как относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива как общности (Петровский, 2000). Наши представления о самоопределении личности формировались под влиянием А.В. Петровского. Под его руководством была выполнена кандидатская диссертация, посвященная изучению динамики взаимооценки и самооценки морально-волевых черт в зависимости от степени внушаемости (Сафин, 1969). Таким образом, наши взгляды эволюционировали от самооценки и самооценивания к целостному самоопределению. Особый интерес представляют работы, в которых проводится социально-психологический анализ самоопределения. Так, в Курской психологической школе самоопределение исследуется в условиях совместной деятельности как социально-психологический феномен. Согласно Л.И. Уманскому, самовыражение, самоопределение личности осуществляется через лидерство в коллективе (Уманский, 1975). Одним из направлений социально-психологической подготовки молодежных лидеров является создание благоприятных условий для позитивного личностного самоопределения. Под данным феноменом понимается формирование положительного образа «Я» и позиции конструктивного социального оптимизма. В целях изучения социально-психологических параметров и содержания самоопределения используются экспериментальные приборы «Арка», «Стрессор» (Чернышев, 2005). В настоящее время коллектив курских психологов под руководством А.С. Чернышева проводит работу по психологическому сопровождению формирования позитивного самоопределения разных групп населения. В этом контексте особенно значимы разработки, связанные с оказанием психологической помощи лицам, пострадавшим от последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В работах АС Чернышева рассматриваются такие диагностические показатели, как «социальное самочувствие», «мироощущение», которые, по нашему мнению, можно интерпретировать в качестве индикаторов самоопределения как отдельного субъекта, так и больших и малых групп. В 80-90-е годы получает признание базовый подход к личностному самоопределению М.Р. Гинзбурга и теоретические взгляды, развиваемые авторами данной статьи. М.Р. Гинзбург выстраивает свою теоретическую позицию, опираясь на классические работы Л.И. Божович о формировании личности. При этом подход Божович дополняется рядом новых положений. Они касаются, прежде всего, ценностных и целевых аспектов проблемы. В связи с их рассмотрением подчеркивается роль жизненных планов и временной перспективы в жизнеосуществлении, включая профессиональное становление (Гинзбург, 1994). В более поздних работах автор проводит типологический анализ самоопределения личности. Верификация его гипотезы об основных параметрах личностного самоопределения представлена в диссертационной работе Н.У. Заиченко «Обусловленность личностного самоопределения юношества социальными условиями жизнедеятельности». В своих взглядах на проблему самоопределения мы опираемся на теоретические положения СЛ. Рубинштейна и его последователей, а также на концепцию А.В. Петровского. В нашем понимании самоопределение — это осознанное соотнесение сущностных сил (интенции — мотивационно-потребностная сфера, поссиденции — характерологические и психофизиологические качества, потенции — возможности и способности) с внешними требованиями (диспозиции) и основанный на этом выбор стратегии жизнедеятельности (Сафин, 1986). Самоопределение — это целостный процесс овладения субъектом лично и социально значимыми сферами жизнедеятельности соответственно сознательно поставленной цели. Самосозидание (самоидентификация) и самореализация, как единство, обеспечивая самоутверждение личности, характеризуют психологическое содержание самоопределения. Нами предпринята попытка рассмотрения уровневой модели механизма самоопределения, функционирующей в континууме «Я — Предметный мир», «Я-Другие», «Я-Я». В ряду механизмов целостного самоопределения выделены самооценочно-рефлексивный и интерпретационный, выступающие в качестве детерминирующих факторов в ценностно-смысловом становлении субъекта. В рамках данного подхода к самоопределению личности было подготовлено несколько исследований, посвященных изучению взаимосвязи самоопределения личности и ее этнической идентичности; особенностей ценностно-смыслового самоопределения и их динамики у старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения; специфики ценностно-смысловой сферы в связи с типологическим аспектом личностного самоопределения. В 80-90-х годах оформляется концепция профессионального самоопределения Е.А. Климова (Климов, 2004). Следует отметить ее практико-ориентированность: она включает рассмотрение вопросов классификации профессий, методов профориентации и отбора. В 90-х годах в литературе проблема профессионального самоопределения получает широкое освешение (В.А. Бодров, Е.М. Борисова, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев и В.Ю. Шегурова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, А.Р. Фонарев и др.). В начале XXI столетия после некоторого спада возрождается интерес к проблематике самоопределения личности. Это обусловлено, на наш взгляд, рядом причин. Во-первых, в теоретических разработках осуществляется переход от частных, узких (в определенное время даже модных) вопросов самоактуализации и самореализации к целостному феномену самоопределения, позволяющему объяснить жизнелеятельность субъекта на обобщенном уровне. Во-вторых, возникает социальный заказ на разработку новых прикладных направлений, что обусловлено усилением негативных явлений в социально-экономической и политической жизни общества. Так, в последнее время активизировались исследования этнического, семейного, экономического самоопределения, а также традиционной области — профессионального самоопределен и я. Важным шагом в разработке вопросов психологии самоопределения является выход монографии А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко «Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования» (Журавлев, Купрейченко, 2007). На сегодняшний день, по нашему представлению, в этой работе наиболее детально и полно раскрывается обсуждаемый феномен. В частности, привлекает внимание уровневая модель самоопределения, которая, по сути, выступает методологическим основанием целостного анализа данного феномена. Институт психологии РАН со своим огромным научным потенциалом мог бы координировать деятельность специалистов вузов и исследовательских институтов разных регионов России по комплексному изучению самоопределения как многоаспектного явления, что представляется чрезвычайно важным и актуальным в связи с кризисными проявлениями в сферах социально-экономических, политических, семейных, нравственных, этнических и религиозных отношений. В завершении работы важно подчеркнуть перспективные линии анализа самоопределения. Теоретический интерес вызывают вопросы соотношения самоопределения с родственными феноменами (адаптацией, самореализацией, самоактуализацией, самоутверждением, самоидентификацией, саморегуляцией), а также проблемы механизмов самоопределения, критериев и показателей самоопределяющейся личности, реализации типологического подхода при изучении самоопределения. В практическом же плане наиболее актуальными представляются разработка диагностического инструментария основных показателей и эффектов самоопределения и составление программ социально-психологической помощи и содействия в позитивном самоопределении.
Литература Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. Анциферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М., 2004. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 1995. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52. Журавлев А.Л.. Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М., 2007. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. Петровский А.В. Психология в России: XX век. М., 2000. Рубинштейн СЛ. Человек и мир. М., 1997. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986. Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / Под ред. К.К. Платонова. М., 1975. С. 77-87. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев СВ. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М., 2005.
статья №2 Структура ценностно-смысловой сферы в самоопределении юношей и девушек Совместно с И.Н. Нурлыгаяновым
//Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 1 / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.-828 с.
Проблема самоопределения в общей психологии и психологии личности Проблема самоопределения является одной из центральных в общей психологии и психологии личности. Вопросы личностного становления, развития и совершенствования не новы для зарубежной науки (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм). В отечественной психологии интерес к проблематике самоопределения возникает в 70-80-х годах XX в. (Л. И. Анцыферова, Л. И. Божович, А. В. Петровский). В настоящее время большинство теоретических и эмпирических исследований в этой области выполняется в рамках психологии труда (В. А. Бодров, Э. Ф. Зеер, Е.Ю. Пряжнико-ва, Н. С. Пряжников), возрастной (Н.У. Заиченко, Д. А. Красило, А. В. Снегуров, А.Е. Созонтов) и социальной (В. В. Гулякина, Л. В. Радина, А. С. Чернышев и др.) психологии. Количество работ, посвященных личностным аспектам данного феномена, заметно сократилось. Это может создавать иллюзию того, что поставленная проблема либо неактуальна и несвоевременна для современного общества, либо имеется единая концепция, отражающая всю многогранность явления. Обращение к литературным источникам обнаруживает, что имеющиеся теоретико-эмпирические представления о самоопределении личности в целом близки друг другу. Но отмечается и ряд противоречий относительно понимания феноменологии рассматриваемого явления, на что указывают и сами исследователи (Гинзбург, 1994; Рубинштейн, 1997; Черникова, 1998). Исследования, затрагивающие те или другие аспекты личностного самоопределения в отечественной науке, группируются в нескольких основных направлений. Первое из них составляют теоретико-методологические работы отечественных психологов (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Л. И. Божович, А. В. Брушлин-ский, СЛ. Рубинштейн), в которых намечаются ориентиры для разработки фундаментальных и прикладных проблем в исследуемой области знания. Методологические основы для анализа проблемы самоопределения личности были обозначены СЛ. Рубинштейном (Рубинштейн, 1997), который решал проблему детерминации поведения, рассматривая соотношение внешней и внутренней обусловленности психической деятельности человека. Внутренняя среда, через которую преломляются внешние воздействия, и является основой для понимания самоопределения. Ученым отмечается, что смысл детерминизма заключается в подчеркивании роли внутренних условий в самоопределении. Вторым направлением выступает исследование личностных аспектов феномена. Самоопределение характеризуется как новообразование юношеского возраста, сопряженное с формированием устойчивой потребностно-мотивационной сферы (О. С. Анисимов, И. Г. Шендрик). Оно трактуется также как поиск и обретение собственной позиции (В.В. Гулякина, Н.У. Заиченко). В некоторых работах самоопределение раскрывается с учетом перестройки личностной архитектоники в трудных жизненных ситуациях (Л. И. Анцыферова, Т. Б. Карцева). Наше понимание самоопределения опирается на теоретико-методологические положения в изучении личности, ее активности и самосознания, выдвинутые СЛ. Рубинштейном и в дальнейшем развитые К. А. Абульхановой (Альбухано-ва, 2002), Л. И. Анцыферовой (Анциферова, 2004), А. В. Брушлинским (Брушлинский, 2003). Самоопределение рассматривается как осознание и соотнесение сущностных сил субъекта (внутренних условий): (а) желаний, стремлений, ценностей, целей (интенции); (б) способностей, склонностей, возможностей (потенции); (в) психофизиологических и характерологических особенностей (поссиденции) - с внешними воздействиями, требованиями (диспозиции), принятие на их основе решений и претворение их в жизнь (Сафин, 2004). В целом данное понимание самоопределения не противоречит теоретическим взглядам СЛ. Рубинштейна, который в изучении личности выделял три аспекта: что хочет личность (направленность, потребностно-мотивационная сфера), что она может (способности и склонности) и что есть человек (характер). Необходимо отметить, что осознанный поиск смысла жизни, проблема выбора, детерминированная внутренними и внешними условиями, характеризуют социальную ситуацию развития в юношеском возрасте. Быстроизменяющиеся обстоятельства, в которых и осуществляется самоопределение, приводят к тому, что человек включается в новые системы социально-психологических связей и стоит перед необходимостью формирования уникальной и адаптивной ценностно-смысловой структуры, определяющей общую стратегию жизни. Ценностно-смысловая сфера может рассматриваться как результативно-содержательная сторона самоопределения. Успешная адаптация и социализация предполагают осознанное обращение к разного рода ценностным ориентирам, определяющим мировоззренческие установки и поведенческие паттерны. Одним из индикаторов мированность ценностно-смысловой сферы в контексте полоролевой идентификации. Целью данного исследования является изучение структуры ценностно-смысловой сферы как результативной стороны самоопределения с учетом половых различий. Описание выборки Эмпирическое исследование проводилось в течение 2004-2005 учебного года в Башкирском государственном педагогическом университете. Важным моментом в выборе общей стратегии исследования является определение адекватной его целям выборки испытуемых, представленной в нашем исследовании лицами студенческого возраста. Выбор студентов в качестве испытуемых объясняется тем, что именно в данном возрастном диапазоне юный человек становится взрослым не только в биологическом, но и в социально-профессиональном отношении. У человека в это время возникает ответственность за свои поступки и свою жизнь; у него в основных чертах оформляется ценностно-смысловая система и вместе с тем продолжается интенсивный процесс самоопределения, поиск смысла своего существования (Л. И. Божович, И. С. Кон). Средний возраст в мужской выборке составил 21,4 года, женской - 21,5 лет. Всего приняло участие в исследовании 296 чел., из них 146 юношей и 150 девушек. В анализе результатов привлекались данные испытуемых, оставшихся после естественной «отбраковки», из них - 106 юношей и 102 девушки. Методики исследования Для исследования особенностей ценностно-смысловой сферы были применены тест смысложиз-ненных ориентации Д. А. Леонтьева и методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности (адаптация В. Н. Карандашева). По обозначенным методикам получено 26 показателей. Для анализа эмпирических данных использовалась описательная статистика (нахождение среднего значения признака, стандартного отклонения). Проводилась оценка нормальности распределения всех полученных результатов (вычислялись эксцесс и асимметрия). Выявлено отличие распределения от нормального по большинству показателей, что обусловило необходимость применения непараметрических методов статистической обработки данных. Выявление достоверности различий между показателями ценностно-смысловой сферы с учетом половых различий проводилось по U-критерию Манна-Уитни для независимых выборок. енностно-смысловой сферы в выборках с учетом пола был использован факторный анализ по методу главных компонент. Для интерпретации полученных данных применялась матрица после вращения по типу Varimax-normalized. При проведении статистической обработки данных применялся пакет прикладных программ Statistica 6.0 для среды Windows. Результаты исследования Для первичного анализа особенностей ценностно-смысловой сферы в самоопределении личности мы обратились к объяснению полученных данных по методике Ш. Шварца. Результаты анализа структуры системы ценностей на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов обнаружили большой разброс в предпочитаемых и отвергаемых ценностях в выборке девушек и юношей. Полученные данные позволили сделать некоторые выводы об особенностях структуры ценностных ориентации юношей и девушек в контексте личностного самоопределения. Во-первых, структура ценностей на нормативном уровне имеет специфические особенности, хотя значимых различий не обнаружено. Юноши более ориентированы на ценности, отражающие статусные и волевые характеристики. Для девушек значимее ценности, связанные с межличностными отношениями и взаимодействием, оказанием помощи близким. В обеих выборках прослеживается представленность в сознании ценностей, одобряемых социумом в аспекте полоролевой идентификации. Во-вторых, обнаружено сходство между мужской и женской выборками в том, что в качестве ценностей, обладающих малой субъективной притягательностью, отмечаются: «власть», «традиции» и, отчасти, «конформность». В-третьих, в структуре ценностей на уровне индивидуальных приоритетов различия прослеживаются более четко. Если в выборке юношей приоритет отдается традиционно высоко оцениваемым обществом ценностням, то в выборке девушек предпочитаются ценности, обеспечивающие более эффективную социальную адаптацию. Это, отчасти, может объясняться тем фактом, что в рамках педагогического вуза девушки в меньшей степени ощущают объективные отношения конкуренции со стороны юношей и имеют больше возможностей проявить себя и самореализоваться. С целью выявления достоверных различий был использован непараметрический критерий Манна-Уитни для независимых выборок. Можно говорить о большей эмоциональной насыщенности и смысловой определенности ни юношей (U = 4392,5, р < 0,05). Так, по субшкале «процесс жизни» теста СЖО имеются различия между показателями юношей и девушек. Согласно Д. А. Леонтьеву (Леонтьев, 2003), данный параметр характеризует то, воспринимает ли человек процесс собственной жизни как интересный, эмоционально окрашенный и наполненный смыслом. По методике Ш. Шварца, у юношей в большей степени выражены ценности нормативного уровня - «конформность» (U = 4408, р < 0,05), «традиции» (U = 4399, р < 0,05), «доброта» (U = 4419,5, р < 0,05), «самостоятельность» (U = 4564,5, р < 0,05), «стимуляция» (U = 4198, р < 0,01), «достижения» (U = 4146,5, р < 0,01). Юношей отличает и выраженность такой ценности, как «традиция» на уровне индивидуальных приоритетов (U = 4318,5, р < 0,01). Для девушек более значимыми оказались ценностные ориентации уровня индивидуальных приоритетов: «конформность» (U = 4513, р < 0,05), «доброта» (U = 4412, р < 0,05), «универсализм» (U = 4489, р < 0,05), «самостоятельность» (U = 4376,5, р < 0,05), «гедонизм» (U = 4408,5, р < 0,05). Полученные результаты могут объясняться тем фактом, что общество требует от юношей в большей мере реализации собственной тендерной роли. Отсюда и большая ориентация юношей на ценности изменения («самостоятельность», «стимуляция») и консерватизма («конформность», «традиции»), предполагающие, с одной стороны, активность, независимость в системе взглядов и действиях, с другой стороны - защиту стабильности в разных сферах жизнедеятельности. Выраженность ценностных образований на поведенческом уровне в выборке девушек может быть связана с необходимостью более успешной самореализации, а также стремлением выполнять традиционные для женщины роли и функции. Юноши, в свою очередь, ориентированы на традиционные социальные представления и установки, позволяющие сохранять и поддерживать свои статусные позиции. Это можно рассматривать как своего рода защитную функцию самосознания, обеспечивающую его стабильность и устойчивость в разных жизненных сферах. Ценностно-смысловой подход в понимании результативной стороны самоопределения является не только правомерным, но и наиболее адекватным применительно к структурам и формам его проявления на уровне мировоззренческих установок и поведенческих стратегий. Для более полного и качественного понимания структуры ценностно-смысловой сферы девушек и юношей был применен факторный анализ (метод главных компонент, вращение по типу Varimax-normalized). При анализе матрицы в качестве порогового критерия был использован факторный вес - 0,500. В результате факторного анализа показателей ценностно-смысловой сферы в выборке юношей было выделено шесть значимых факторов, вобравших в себя 67,2% общей дисперсии. Первый фактор (доля объяснимой дисперсии - 14,4%) включил показатели ценностей, характеризующих нормативный уровень: «конформность» (0,838), «традиции» (0,750), «безопасность» (0,742), «достижения» (0,678), «универсализм» (0,670), «доброта» (0,574). Данный фактор отражает закрепленные в социальных представлениях, обыденном сознании характеристики, приписываемые роли «идеального» мужчины. Эти ценностно-смысловые структуры выступают в роли идеала и в качестве регулятора социального поведения. Мы его условно обозначили фактором позитивной социальной роли. Во второй фактор (доля объяснимой дисперсии - 15,3%) вошли: «осмысленность жизни» (0,946), «процесс жизнедеятельности» (0,.790), «локус контроля - „Я"» (0,662), «цели в жизни» (0,652), «результат жизни» (0,642), «локус контроля - жизнь» (0,613). Данный фактор охватывает субшкалы и интегральный показатель методики СЖО и определяет общую осмысленность жизни, и мы его обозначили как фактор осмысленности жизнедеятельности. Третий фактор (доля объяснимой дисперсии-11,3%) охватил следующие переменные: «гедонизм на уровне нормативных идеалов» (0,827), «гедонизм на уровне индивидуальных приоритетов» (0,801), «стимуляция на поведенческом уровне» (0,569) и «власть на уровне нормативных идеалов» (0.557). В целом переменные, образующие фактор, определяют активность, направленность на позитивное эмоциональное переживание и поиск своего места в системе социальных отношений, дающего возможность удовлетворять потребности и реализовать себя. Фактор определен нами как фактор социалънлой ориентации. Четвертый фактор (доля объяснимой дисперсии - 7,6%) является также однополярным и включает ценность стимуляции на нормативном уровне (0,525) и доброты на уровне индивидуальных приоритетов (0,764). В целом рассматриваемый фактор характеризует стремление к существованию в комфортных для индивида условиях с возможностью реализовать себя для близких людей и получать положительные эмоции от взаимодействия с ними. Наличие данного компонента в содержании самоопределения позволяет человеку благополучно ощущать себя в социуме, чувствовать поддержку и уважение окружающих и, в определенной мере, выступает показателем удовлетворенности положением человека в обществе. В исследовании В. А. Хащенко А. В. Барановой «социально-психологическое благополучие» рассматривается как компонент качества жизни (см. Черникова, 1998). Этот фактор был условно обозначен как фактор социально-психологического благополучия. 9,6%) - фактор социальной компетентности. Он вобрал в себя следующие показатели на уровне индивидуальных приоритетов: «безопасность» (0,772), «достижения» (0,720), «универсальные ценности» (0,673), «конформность» (0,598). Содержание данного фактора предполагает защиту и поддержание гармоничных отношений с другими людьми посредством проявления компетентности, исходя из признанных культурных стандартов и тем самым получения социального одобрения. Шестой фактор (доля объяснимой дисперсии - 9,0%) - однополярный и образован «властью» на уровне индивидуальных приоритетов (0,686) и «самостоятельностью» на нормативном уровне (0,570). Фактор отражает активность и автономность субъекта, его стремление принимать независимые решения и утверждать собственную позицию в жизнедеятельности, возможность преодолевать внутренние и внешние препятствия, что позволяет его обозначить фактором волевой активности. С помощью факторного анализа показателей ценностно-смысловой сферы в выборке девушек было выделено шесть значимых факторов, вобравших в себя 63,1% общей дисперсии. Первый фактор (доля объяснимой дисперсии -15,8%) вобрал следующие переменные: «интегральный показатель осмысленности жизни» (0,927), «жизненные цели» (0,819), «процесс жизнедеятельности» (0,801), «локус контроля - жизнь» (0,766), «локус контроля - „Я"» (0,764), «результативность жизнедеятельности» (0,696). Фактор отражает наличие целей в жизни, придающих ей осмысленность, направленность и временную перспективу. Жизнь человека имеет эмоциональную насыщенность, основывается на свободе принятия решений и их реализации. Этот фактор назван: осмысленность жизнедеятельности. Второй фактор (доля объяснимой дисперсии - 9,6%) - фактор позитивной социальной роли. В него вошли ценности на уровне нормативных идеалов - «традиции» (0,832), «конформность» (0,636), «универсализм» (0,558). Данные ценностные структуры определенным образом отражают традиционную роль женщины, зафиксированную в общественном сознании. Этот образ предполагает ориентацию на поддержание благополучия и комфортного существования близких людей, создание семьи и воспитание детей. Третий фактор (доля объяснимой дисперсии - 12,3%) является биполярным и включает следующие ценностные структуры: на нормативном уровне - «власть» (0,768) и «достижения» (0,655) и с отрицательной факторной нагрузкой -«традиции» на уровне индивидуальных приоритетов (-0,653). Фактор отражает оппозицию между стремлением к самостоятельности и активной жизненной позицией, порождаемой новыми социально-экономическими условиями (в которой роль и социальные функции женщины заметно изменяются и расширяются), а также представленностью на уровне сознания и поведения традиционных установок относительно женской роли в обществе. Условно мы его назвали фактором социального статуса. Четвертый фактор (доля объяснимой дисперсии - 9,0%) является биполярным. В качестве основных переменных в него вошли ценности на уровне индивидуальных приоритетов: «безопасность» (0,762) и с отрицательными факторными весами - «стимуляция» (-0,643), «гедонизм» (-0,615). Ценность безопасности находится в противоречии с ценностными образованиями, которые могут нести определенную, явную или косвенную, угрозу традиционной роли женщины в семье и в других жизненных сферах. Это позволяет интерпретировать его как фактор психологического благополучия. В пятый фактор (доля объяснимой дисперсии - 9,2%) вошли показатели ценностных структур поведенческого уровня: «универсализм» (0,786), «доброта» (0,613), «самостоятельность» (0,610), «достижения» (0,518). Фактор отражает результативность взаимодействия, достижения значимых целей в определенных социальных контекстах с использованием соответствующих средств и получением положительного результата. В целом данный фактор характеризует систему способов поведения, облегчающих социальное взаимодействие и основанных на адаптации, интеграции социального и личного опыта. Этот фактор обозначен нами как фактор социальной компетентности. Шестой фактор (доля объяснимой дисперсии -7,2%) включил «самостоятельность» (0,714) и «доброту» (0,510) на нормативном уровне и «власть» (-0,739) на уровне индивидуальных приоритетов. Стремление к независимости, активности по реализации собственных решений строится с учетом взглядов близких людей и посредством сотрудничества, а не эксплуатации окружения. Содержательный анализ позволяет назвать рассматриваемый фактор как нравственно-волевой. Выделенные факторы можно соотнести с отдельными сторонами самоопределения личности. Согласно нашим взглядам на проблему самоопределения личности, фактор «осмысленность жизнедеятельности» отражает степень осознанности жизненного пути, эмоциональную насыщенность и наличие интереса к собственной жизни, и он сопоставим с такой стороной самоопределения, как интенции (компонент «хочу»). Факторы «позитивная социальная роль» и «социальный статус»/«социальная ориентация», вероятно, могут быть соотнесены с диспозиционалъ-ной стороной самоопределения (компонент «надо»), так как большая роль отводится тем ценностным ориентирам, в которые вкладываются социальные представления и требования общества. Факторы «социально-психологическое благополучие» и «социальная компетентность» в определенной степени могут быть сопоставимы с потенциями (компонент «могу»). Входящие в данные факторы переменные, на наш взгляд, близки по содержанию способностям, возможностям, которые обозначаются понятием «социальный интеллект». Фактор «волевая активность»/«нравственно-волевой» может быть соотнесен с поссиденциалъной стороной самоопределения (компонент «имею»), так как на первый план здесь выступают волевые особенности личности, традиционно рассматриваемые в отечественной психологической науке в структуре характера. Выводы Таким образом, можно сделать некоторые предположения об особенностях в показателях ценностно-смысловой сферы как результативной стороны самоопределения личности с учетом половых различий. 1. В выборке юношей и девушек отмечается представленность в сознании и реализация на уровне поведения ценностей, имеющих значение для эффективного и успешного самоопределения в аспекте полоролевой идентификации. Ценности, отражающие статусно-самооценочные и волевые характеристики, являются более значимыми для юношей. Девушки подчеркивают значение ценностей, сопряженных с адаптацией, социальной поддержкой и самореализацией. 2. Общее в ценностно-смысловой сфере представителей обоих полов заключается в том, что среди ценностных ориентиров, обладающих низкой субъективной значимостью, отмечены «власть», «традиции» и «конформность». Выраженность данных ценностей не способствует повышению статусных позиций в малой группе, в том числе, студенческой. Социометрический статус имеет взаимосвязь с субъективно-экономическим статусом личности. Личность, имеющая высокий субъективно-экономический статус, в большей степени обладает значимыми для группы качествами. 3. Специфическое в показателях ценностно-смысловой сферы состоит в том, что: а) юноши отличаются ориентацией на ценности нормативного уровня - «конформность», «традиции», «доброту», «самостоятельность», «стимуляцию и достижения», а также на «традиции» на уровне индивидуальных приоритетов. Также можно говорить о большей эмоциональной насыщенности и смысловой определенности жизни юношей; б) для девушек значимостью обладают ценностные ориентации уровня индивидуальных приоритетов - «конформность», «доброта», «универсализм», «самостоятельность» и «гедонизм». 4. Выделенные факторы могут быть соотнесены с сущностными сторонами, структурными компонентами самоопределения. Интенции, пос-сиденции, потенции и диспозиции в реальном жизненном самоопределении взаимосвязаны и взаимообусловлены, что может служить индикатором успешности и адекватности самоопределения современных юношей и девушек. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что ценностно-смысловая сфера современной молодежи имеет выраженную направленность на потребности самореализации и смысла жизни, ценности социального взаимодействия и индивидуально-личностной ориентации. Чем полнее представлены и реализуются в их жизнедеятельности основные личностные ценности, тем больше у них возможностей для самосовершенствования и саморазвития, удовлетворенности собственной жизнью и выбора новых путей, что в целом характеризует самоопределение. 5. Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что ценностно-смысловая сфера юношей и девушек характеризуется общими чертами, и отличается особенностями своей структуры и степенью выраженности определенных факторов. В ценностно-смысловой сфере юношей и девушек были выделены следующие тождественные факторы - «осмысленность жизнедеятельности», «позитивная социальная роль», «психологическое благополучие», «социальная компетентность». Фактор «волевая активность», выделенный в ценностно-смысловой сфере юношей и «нравственно-волевой» фактор у девушек имеют различие в том, что, проявляя активность, юноши более ориентированы на себя и решение собственных задач, а для девушек в сфере достижений важен аспект взаимодействия и учета интересов близких людей. В ценностно-смысловом сознании девушек выделен фактор «социальный статус», определяемый новыми социальными условиями и стремлением занять активную жизненную позицию. Фактор «социальная ориентация», представленный в сознании юношей, более связан с конформностью (с целью подчеркнуть свою причастность к большинству и стремлением не быть отвергнутыми).
Литература Абулъханова К. А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения // Психология индивидуального линского, М.И. Воловиковой. М., 2002. С. 34-50. Анциферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М., 2004. Брушлинский А. В. Психология субъекта / Под ред. В. В. Знакова. М.-СПб., 2003. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. №3. С. 43-52. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / 2-е изд. М., 2003. Рубинштейн СЛ. Человек и мир. М., 1997. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. Сафин В. Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования. Уфа, 2004. ХащенкоВ.А., Баранова А. В. Взаимосвязь оценки качества жизни и экономико-психологического статуса личности // Проблемы экономической психологии. Т. 1 / Под ред. А.Л.Журавлева, А. Б. Ку-прейченко. М., 2004. С. 501-526. Черникова Т. В. Социально-психологическое содействие самоопределению личности на этапе ранней юности: Дис.... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1998. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. Сафин В. Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования. Уфа, 2004. ХащенкоВ.А., Баранова А. В. Взаимосвязь оценки качества жизни и экономико-психологического статуса личности // Проблемы экономической психологии. Т. 1 / Под ред. А.Л.Журавлева, А. Б. Ку-прейченко. М., 2004. С. 501-526. Черникова Т. В. Социально-психологическое содействие самоопределению личности на этапе ранней юности: Дис.... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1998.
| ||||||
| ||||||
Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования. Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования». |